«Испытывайте самих себя, ввере ли вы; самих себя исследывайте....» (2Кор.13:5)
Главная страница   →   Православие и Католицизм   →   2.5 Непорочное рождение самой девы Мирии

2.5 Непорочное рождение самой девы Мирии

"Кто родится чистым от нечистого? Ни один!" (Иов. 14, 4)

 

Православная церковь чтит Деву Марию, называя ее Приснодевою. Это означает, что она была Девой прежде рождения ею Иисуса, во время рождения и после рождения. Называют Марию Богородицей, так как родила Христа, Который есть Бог. Почтение к Марии, матери Иисуса, должно быть безусловно большим, чем ко многим другим людям, но в отношении божественных истин следует очень осторожно применять человеческую, земную логику. Действительно, Мария родила Иисуса, Который есть истинный Бог. Человеческая логика дает следующее умозаключение: если она родила Бога, то она Его Мать. Подобное умозаключение абсолютно неверное, так как у Бога нет и не может быть матери. В древних преданиях термин "Богородица" к Деве Марии применяется только как благочестивая метафора. Мария была матерью только человеческого естества, в которое воплотился Христос, но от нее Он не родился как Сын Божий и как Бог. Он был еще прежде создания мира (1Пет.1,20). Поэтому титул "Богородица" не имеет права на существование. Недаром в Священном Писании ни разу Мария не названа Богородицей, Богоматерью и т.д., и даже Иисус в Новом Завете называет ее не Матерью, а обращается к ней: "Жено" (женщина).

Также весьма сомнительно, чтобы Мария действительно, будучи девою до рождения Иисуса, оставалась ею до самой смерти. Евангельские повествования нигде не дают на это намека, а обращение к ней Иисуса - "Жено", а не "Дева", свидетельствуют о необоснованности титула "Приснодева". И совсем не обоснованы молитвы, обращенные к ней, особенно с утверждением: "Ты одна спасительница людей!". Это заявление выглядит кощунством по отношению к жертве Иисуса Христа и практически перечеркивает ее значение, а тем самым устраняет верующего от действия Спасительной крови Христа. Не случайно, истинный православный верующий не ощущает уверенности в своем спасении, но постоянно осознает свою греховность, постоянно кается, но это не дает ему успокоения. Только обращение к Иисусу Христу и осознание того, что Он один есть Спаситель людей от прошлых и настоящих грехов, дает человеку радость и мир. В отличие от католичества, православие не признает учение о непорочном зачатии самой Девы Марии и не уделяет ей так много внимания в практике церковной жизни и в ходе богослужения.

"Догмат о непорочности зачатия самой Девы Марии", утверждает следующее: хотя Пресвятая Дева Мария и родилась естественным образом от своих родителей, но по особому преизбытку дарованной ей благодати, в самом зачатии своем была сохранена свободною от всякой причастности греху. Таким образом, "Приснодева" Мария сливается со святой Троицей и является как бы ее четвертой ипостасью. Учение это возведено папой Пием IX в 1854 году на степень догмата, ставшего общеобязательным для всех членов западной церкви. Эта же тенденция причислять Деву Марию к Божественной Троице наблюдается и среди зарубежных русских православных богословов. Деву Марию они называют "неопалимой купиной", "Премудростью" и "четвертой ипостасью Божией" и т. д. Догмат о непорочном зачатии и рождении Девы Марии не имеет в Священном Писании никакого основания. Даже безответственное "предание", называемое "священным", пройдя сквозь тьму многовековых человеческих измышлений, не могло создать столь легкомысленного утверждения. Догмат этот полностью опровергается учением Библии о всеобщей греховности людей. Порочность человеческой натуры связана всеми корнями с грехопадением наших прародителей. Слово Божие говорит нам, что "рожденное от плоти есть плоть", что "все согрешили и лишены славы Божией...", "так что заграждаются всякие уста и весь мир становится виновен пред Богом" (Рим.3, 19, 23; Иоан.3, 6). Св. Писание говорит еще, что Дева Мария родилась от родителей, так же подверженных греху, как подвержены и все другие люди. Дева Мария, являясь только человеком, сама лично нуждалась в искупительной жертве Христа, и эту жажду спасения исповедовала неоднократно. Если бы Дева Мария родилась от Духа Святого, как был зачат и рожден Господь наш Иисус Христос, она не знала бы чувства греховности, как не знал его Христос. Но если бы это так было, тогда для чего бы ей называть Иисуса Христа - ее Спасителем и Господом, говоря: "Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы Своей" (Лук.1,46-48). Дева Мария была призвана Богом для того, чтобы при воплощении Сына Его Иисуса Христа, дать ему плоть человеческую, что она и выполнила. Родив Его, Мария не принимала уже на себя никакой другой роли: ни при жизни Христа, ни даже после сошествия Святого Духа на апостолов. Вспомним, какую роль играла Дева Мария при жизни Христа. Иногда она находилась в толпе слушателей: "Некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: "кто матерь Моя? И кто братья Мои?" И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мой. Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат и сестра и матерь" (Мтф.12,47-50). Иногда она была в кругу младших сыновей своих от Иосифа, братьев Иисуса, сомневавшихся в Его Мессианстве, как написано: "Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иисус сказал им: "Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит" (Иоан.7,3-7). Родные и близкие уверовали в Иисуса Христа только по воскресении, но тогда, когда Он только начал Свое служение, они были настроены даже враждебно. Св. Писание говорит: "И услышавши, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из Себя" (Мк. 3, 21). Характерно также и то, что Дева Мария не присутствует ни на тайной вечери, ни в Гефсимании, ни во дворе Каиафы, ни на суде у Пилата. На Голгофе она - в толпе, подле креста: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил (Иоанна), говорит Матери Своей: "Жено! се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял ее к себе" (Иоан.19,25-27) Трудно себе представить, чтобы Дева Мария могла бы в каком-либо смысле стать заместительницей Сына Божия Иисуса Христа после воскресения и вознесения. Имя Девы Марии упоминается в Св. Писании, но всегда после имени апостолов, рядом с именами других благочестивых последовательниц Божественного Учителя: "Тогда они (ученики) возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон... и пришедши взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его... было же собрание человек около ста двадцати..." (Деян.1,12-14,16). О жизни Девы Марии после вознесения Иисуса Христа на небо Св. Писание ничего не говорит, и было бы неправильно строить какие бы то ни было догадки. Ни в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов, ни позже Дева Мария ничем особенным себя не проявила. Ее следование за Господом, как видите, протекало в совершенной скромности и неприметности.

[[ Слово Божие также ничего не говорит нам о том, что по смерти своей Дева Мария была вознесена телесно на небо. Приверженцы теории вознесения утверждают, что, поскольку Мария была "благодатной", она не должна была умереть. А, будучи "благословенной", как и "плод ее чрева", должна была иметь такие же привилегии, как Иисус, - включая вознесение на небо. Можно ли считать эти рассуждения здравыми? Во-первых, языковеды говорят, что греческое слово, взятое Лукой и переведенное здесь словом "благодатная", точнее переводится выражением "снискавшая благоволение Бога". Поэтому в католической "Иерусалимской Библии"(англ.) Лк.1:28 переводиться как "радуйся, снискавшая такое большое благоволение!" Нет никакого основания заключать, что Мария была взята на небо во плоти только потому, что снискала "большое благоволение" Бога. Интересно, что женщина по имени Иаиль во дни израильских судей считалась "благословенной между женами" (Суд.5:24). Разумеется, никто не станет утверждать, что Иаиль также была взята на небо во плоти. Св. Писание упоминает о всех случаях, когда живые люди были силою Божией восхищены на небо, как например, Енох и пророк Илья, но о том, чтобы безжизненные трупы возносились на небо, о таких случаях Св. Писание не говорит. Также мы читаем:"и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру." (2Тим.2:17-18), из чего мы делаем вывод: говорить, что кроме Иисуса воскресла и Мария, является отступлением от истины!

Умерла ли Мария перед тем, как якобы вознеслась на небо? Здесь католические богословы сталкиваются с дилеммой. В "Новом теологическом словаре" (итал.) указывается, что "было бы трудно приписать Марии преимущество освобождения от смерти, которым не обладал даже Христос". С другой стороны, если согласиться, что Мария действительно умерла, то поднимается такой же трудный вопрос. Богослов Кари Борресен отмечает, что "смерть является наказанием за первородный грех, который, согласно учению о "непорочном зачатии", не имел над Марией власти". Как тогда объяснить ее смерть? Библейское учение свободно от такой путаницы. В Библии нет ни слова, и даже намека на то, что Мария родилась якобы в результате "непорочного зачатия".

Были ли братья и сестры Иисуса родными или двоюродными? Греческие слова "брат" и "двоюродный брат" звучат по разному. "Не плотник ли Он, сын Марии, брат (греч. Аделфос) Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры(греч. аделфаи)? И соблазнялись о Нем" (Мк.6:3). "не зови, ...родственников (греч. сигненеис) твоих" (Лк.14:12). "Приветствует вас ...Марк, двоюродный брат (греч.анепсиос) Варнавы..." (Кол.4:10). Следовательно, у Марии были еще дети. Также мы понимаем, что если это не дети Марии, то самому наименьшему было уже 32 года, когда Иисус вышел на служение. А тогда возникает вопрос: почему когда Мать Иисуса ищет Его, упомянуты все дети, и ходят гурьбой(Мтф.12,47-50)? Неужели никто не был женатым, чтобы упомянуть хоть одного племянника? То, что братья и сестры были меньше Иисуса, можно понять из случая, описанного во 2-ой главе Луки. Ибо когда искали Иисуса, то искали Его лишь родители, потому что на праздник в Иерусалим меньших детей евреи не брали, а оставляли дома. Если бы они были старше Иисуса, то были бы упомянуты в истории о том, как родители искали Отрока: "...отец Твой и Я с великою скорбью искали тебя"Лк.2:48. Неужели, если бы братья Иисуса были старше Его, не помогли бы они в поиске родителям?

Также, мы можем заключить, что Дева Мария не осталась девой после рождения Иисуса и имела еще детей, исходя из следующих стихов:

1."По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк.2:21-24).

2."Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец2..1 Она родила Сына Своего первенца2.2, и он нарек Ему имя: Иисус" (Мтф.1:24-25).

2.1. Католическое толкование повествует, [что слова "не знал Ее, как наконец Она родила" нельзя толковать, будто Мария не осталась Приснодевой и после рождества Иисуса Христа. Ибо на языке Библии этим выражением отрицается сказуемое только по отношению к прошедшему, но не утверждается по отношению к будущему. Так и в книги Бытия говорится, что ворон, выпущенный Ноем из ковчега, не прилетал "доколе не иссякла вода на земле" (Быт.8,7); но позже он, конечно, тоже не прилетал.] Это толкование делается на предположении. Но какова вероятность того, что он не прилетал, ибо где он мог найти себе пару? Если это говорит о прошлом, можно провести аналогию и утверждать, что Иосиф знал Марию до рождества Иисуса. Также сравните Быт.3:19; 19:22; 24:33, где утверждение дается и по отношению к будущему. (Хочется задать вопрос всем мужчинам, которые придумали этот догмат: какие почести мы приносим Иосифу за то, что он до конца жизни не коснулся Марии и был таким благочестивым и послушным?).

2.2. Слово "первенец" говорит о том, что потом были дети, ибо назвали бы Его единородным. Католическое толкование утверждает, что у евреев и единородные сыновья по Закону уподоблялись перворожденными. Но если и даже уподоблялись, то какое отношение это имеет к этому месту. Толкование дает сравнение единородные - перворожденным, но мы здесь имеем перворожденный, который по их мнению должен уподобится единородному. И если Он был единородным, зачем Лука говорит о Нем как о первородном, что он хотел этим сказать, не то ли, что у Марии родились потом еще дети?!

"Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его" (Лк.11:27-28). ]]



Пишите нам


Сайт не стоит на месте. Мы планируем размещать больше материалов о различных ересях в мире, и вы можете помочь нам в этом. Присылайте нам ваши замечания, предложения, все что посчитаете нужным. Если вы с чем-то не согласны, тоже пишите, будем рады помочь. Сайт будет расти только благодаря вам! Так что пишите: Калкавура Игорь
 
RO
EN