«Испытывайте самих себя, ввере ли вы; самих себя исследывайте....» (2Кор.13:5)
Главная страница   →   Свидетели Иеговы   →   1. Свидетели Иеговы. История и вероучение.

1. Свидетели Иеговы. История и вероучение.

Глава 1

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ: ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ АНТИТРИНИТАРНЫЙ КУЛЬТ

Основатель культа: его время и "открытия"

Происхождение культа Свидетелей Иеговы связано с личностью и деятельностью американца Чарльза Расселла (1852-1916). Хотя родители его были строгими пресвитерианцами, он в раннем возрасте отошел от их веры, потому что ему не понравилось учение об аде. Время молодости Расселла выпало на второй и третий десяток лет после Дня великого разочарования (22 октября 1844 г.) - связанного с движением адвентизма, основоположником которого был Уильям Миллер. Этот проповедник, базируясь на собственном толковании пророчества в книге Даниила 8:13-14, начал в 1831 г. публично провозглашать, что Христос опять прийдет на землю "приблизительно в 1843 г.". Многие поверили Миллеру и стали ревностно распространять его идеи. Миллер и его последователи уверяли, что Христос придет в течении 12 месяцев, если считать с 21 марта 1843 г. Когда этого не произошло, сторонники культа получили первый шок разочарования. Однако друзья Миллера пересмотрели этот вопрос и новой датой пришествия назначили 22 октября 1844 г. Так как и она оказалась не достоверной, Миллер и его окружение оказались в трудном положении. Сам Миллер признал ошибку и покинул движение. Многие его последователи сделали тоже самое. День 22 октября 1844 г. стал известен в Америке, как день великого разочарования.

Однако не все адвентисты поступили в данном случае так, как Миллер. Одни решили, что пророчество Даниила в отношении 1844 г. правильно. Ошибка была только в том, что Миллер ожидал пришествие Христа на землю, тогда как пророчество Даниила (8:13-14) нужно понимать как невидимый для людей вход Христа в небесную скинию в 1844 г. и начало Его суда над верующими. Лидер этой группы адвентистов госпожа Эллен Уайт, которую они считали пророчицей, в конце концов связала идеи небесной скинии и страшном суде со своими "небесными видениями" ветхозаветного закона и субботы. В результате в 1863 г. было образовано движение Адвентистов Седьмого Дня.

Другие же адвентисты решили, что если даты 1843 и 1844 гг. оказались ошибочными, это не значит, что в дальнейшем нельзя определить, когда придет Христос. Эти, так называемые "вторые адвентисты", продолжали поиски новой даты. Некоторые из них учили, что 6000 лет от сотворения мира кончатся в 1873 г., а затем, видимо, придет Христос для установления Своего Царства. С этой группой адвентистов тесно общался в молодости Чарлз Расселл, основатель движения Свидетелей Иеговы. На эти же годы приходится деятельность Эллен Уайт, пророчицы Адвентистов Седьмого Дня. Толкование пророчеств Библии и определение второго пришествия Христа были излюбленным занятием многих людей в то время. Несомненно, Расселл знал все адвентистские идеи.

Когда Расселл встретился со вторыми адвентистами, от них он услышал, что, исследуя Библию, можно найти данные для определения времени пришествия Христа. Это так повлияло на молодого Расселла, что он усердно начал изучать Библию именно с таким намерением. В 1870 г. он организовал группу людей для изучения Библии, которая в 1876 г. назвала его своим "пастором".

Деятельность и предсказания Расселла

            Расселл, продолжая связь с адвентистами, был другом проповедника Георги Сторса, защитника миллеризма и основателя Союза "Жизнь и Пришествие". В 1876 г. он познакомился еще с одним проповедником - Нельсоном Барбуром, распространявшим свою особую идею второго пришествия, которое, по его мнению, произошло в 1874 г. Это пришествие, учил Барбур, следует понимать не как видимое и явное явление Христа, а как тайное, духовное и невидимое. Чарлз Расселл согласился с Барбуром и в 1877 г. вместе с ним издал книгу "Три мира и план искупления". В ней они утверждали, что Христос действительно присутствует на земле невидимо с 1874 г. и что последующие 40 лет являются "периодом жатвы", который закончится в 1914 г. В доказательство учения о невидимом присутствии они говорили, что греческое слово "парусия", в Евангелии от Матфея 24:3, нужно понимать не как пришествие, а как присутствие. Учитывая все это, обратим внимание на то, что до 1874 г. Расселл и его друзья-адвентисты считали 1874 г. временем видимого пришествия Христа. Когда Он пришел и ничего не случилось, они стали предлагать идею невидимого присутствия.

В 1878 г. Расселл перестал сотрудничать с Барбуром из-за разногласий о понятии искупления. Однако, как и вторые адвентисты, он продолжал проповедовать невидимое пришествие Христа в 1874 г. Затем в 1878 г. он написал трактат "Цель и образ возвращения нашего Господа" и в 1879 г. начал издавать журналы "Сионская Сторожевая башня" и "Вестник Христова Присутствия".

Подбирая доказательства для своей теории, Расселл не ограничился Библией. Его интерес привлекли газетные статьи о большой египетской пирамиде Хеопса в Гизе, которая считалась "каменным чудом". Она фигурирует во многих средневековы оккультных движениях, особенно в розенкрейцерстве. Основываясь на цифровых расчетах размера пирамиды, Расселл решил, что она подтверждает дату невидимого присутствия Христа с 1874 г. и что окончанием времен язычников в действительности будет 1914 г. Решающим моментом в истории человечества будет Армагеддонская битва, после которой наступит Тысячелетнее Царство. Расселл и его друзья считали египетскую пирамиду настолько важной, что и через двадцать лет после его смерти, вплоть до 1928 г. ее называли каменной Библией. Как известно, в 1914 г. началась первая мировая война. Поэтому этот год стал осью, на которой вращается колесо вероучения последователей Расселла, известных под именем Свидетели Иеговы.

Для последователей Расселл организовал международную Ассоциацию библейских студентов, а позже, в 1884 г., - Библейское и Трактатное Общество Сторожевой башни, для издания литературы и журнала "Сионская Сторожевая Башня". Этот журнал, основанный в 1879 г. выходит до сих пор с сокращенным названием "Сторожевая башня". Название издательского общества остается без изменения. Вместо Международной ассоциации библейских студентов появилась организация Свидетелей Иеговы, члены которой не называют свое движение церковью.

Несмотря на то, что Расселл не имел высшего образования, он выпустил семь томов "Исследования Священного Писания" и большое количество трактатов. Их тираж при его жизни достиг около 16 млн. экземпляров на 35 языках. Почти две тысячи газет печатали его еженедельные проповеди. Эти данные говорят о том, насколько широко распространялись идеи Свидетелей Иеговы.

В "Исследованиях Священного Писания" Расселл доказывал, что всякий, кто будет читать Библию, не пользуясь его объяснениями, через два года окажется в духовной тьме, а тот, кто будет читать "Исследования Священного Писания", даже без Библии, обретет свет. Иначе говоря, высшим авторитетом для своих последователей Расселл объявил собственные комментарии. Так часто поступали основатели новых странных культов.

Неудачи Чарлза Рассела

       Несмотря на успехи Расселла, основавшего уникальное еретическое учение, в его жизни были также неудачи. Особенно это относится к семейной жизни. В 1879 г. он вступил в брак с Марией Ф. Аклей, в глазах которой он был "верный и благоразумный раб", сотрудничала с Расселлом в издательском обществе. Однако в 1896 г. она начала доказывать, что ее муж является "злым рабом 48 стиха 24 главы Евангелия от Матфея". В 1903 г. она подала на развод, обвиняя Расселла в тщеславии, эгоизме и узурпаторстве, а также в том, что он неприлично вел себя по отношению к приемной дочери и их горничной.

Следующей проблемой Расселла был эпизод с "чудесной пшеницей" в 1911 г., продажу которой он рекламировал в своем журнале "Сторожевая башня". Эта пшеница, как он утверждал, должна была давать в пять раз больше урожая, чем любой другой сорт. Едкие газетные статьи американских корреспондентов разоблачили такую попытку неправедно заработать средства для Свидетелей Иеговы. Суд установил, что " чудесная пшеница" Расселла была не лучше, а хуже обычной. "Сторожевая башня" понесла урон.

Еще одна большая неудача произошла в 1912 г., когда пастор одной баптистской церкви написал против Расселла брошюру под названием "Некоторые факты относительно самозваного "пастора" Чарлза Расселла". В ответ на это лидер Общества Сторожевой Башни предъявил иск в суд за клевету. Однако во время суда Расселл был уличен в клятвопреступлении. Он умышленно дал ложные показания и проиграл дело.

Его предсказание относительно пришествия Христа в 1914 г. тоже оказалось неверным. Первую мировую войну, начавшуюся в 1914 г., Расселл истолковал, как начало Армагеддона. Однако он умер в 1916 г., не дождавшись ее окончания и наступления Тысячелетнего Царства. Несбывшееся предсказание принесло разочарование его ученикам. Этой проблемой должен бы заняться новый лидер движения. Как бы то ни было, в соответствии с верой Расселла в пирамиду Хеопса, как в каменную Библию, его последователи установили над могилой Расселла памятник в виде египетской пирамиды, который стоит до сих пор. На памятнике выгравирован венец с несколькими крестами внутри. Лишь позже последователи Расселла стали учить, что Христос был распят не на кресте, а на столбе и отказались от креста как от символа веры. Перемен в учении этого культа, как мы увидим дальше, было много.

Реформы Иосифа Ратерфорда

      Следующим лидером Свидетелей Иеговы, несмотря на большую оппозицию со стороны других претендентов, стал "судья" Иосиф Ратерфорд. В результате борьбы за первенство многие члены вышли из организации и основали свои группы, что дало Ратерфорду возможность установить личную диктатуру в организации, созданной Расселлом. В то же самое время несбывшееся предсказание первого лидера беспокоило многих участников организации. Все это заставляло искать выход. Поэтому для проведения своих мероприятий Ратерфорд провозгласил "прогрессивное откровение", данное ему свыше, которое якобы проливало "новый свет" на идеи движения и давало ему право для единоличного управления.

Ратерфорд успокоил последователей тем, что дал свое "откровенное" объяснение, как нужно понимать 1914 г. В общем, этот год он оставил как важную веху истории и сделал его даже более значительным в учении культа. Начало невидимого присутствия Христа он перенес с 1874 г. на 1914 г., базируясь на следующих выводах. Ратерфорд заявил, что семь времен пророка Даниила (4:20) являются также временами язычников, о которых говорится в Евангелии от Луки 21:24. Эти времена начались в 607 г. до Р.Х. когда погиб Годолия, последний правитель теократического царства Иуды (Иер.41:2). Книга Откровение 12:6 и 14 дают понять, что семь времен обозначают 2520 лет. От года гибели Годолии по 1914 г. прошло 2520 лет. Следовательно, это последний год пророческих времен язычников. В этом году, по его мнению, невидимо воцарился Христос. С Ним воцарились духовные верующие, которые входят в 144 тысячи, рожденные свыше и особо избранные Свидетелями Иеговы. Им принадлежит быть правительством в Царстве Божьем. В подтверждение данной теории, ученики Ратерфорда указывали и до сих пор указывают на первую мировую войну, начавшуюся в 1914 г., на ее последствия и на революции, войны и другие бедственные события двадцатого столетия.

Что касается 144 тысяч, согласно Ратерфорду и его наследникам, число это еще не обеспечено реальными людьми. Вакансии постепенно будут заполняться из среды верных членов организации до Армагеддонской битвы. Никто не знает, кто они, кроме их самих. Только с ними заключил Христос Новый Завет и поэтому лишь они имеют право принимать хлеб и вина Вечери "поминовения", совершающейся один раз в год. Поэтому в Залах Царства, когда совершается Вечеря, могут присутствовать много людей, но немногие примут хлеб и вино. Это покажет тех, кто является особо избранными людьми. Сразу после смерти они присоединятся к находящимся на небе другим, вошедшим в 144 тысячи со времен апостолов. Однако мы видим, что почти никто в собрании не примет хлеба и вина в воспоминании о смерти и страдании Спасителя. Потому что никто не думает, что он принадлежит к элите правителей.

По евангельскому учению Христос пострадал и умер на кресте за грехи наши, и по вере в этот искупительный акт мы получаем прощение грехов и жизнь вечную. Однако вожди Свидетелей Иеговы лишили себя и своих последователей благословения голгофской смерти и воскресения Христа. Это видно из того, как они трактуют Вечерю Господню. Во-первых, они умаляют ее значение тем, что называют ее Вечерей "поминовения", а не Вечерей Господней, как соответствует Писанию. Во-вторых, они ограничивают ее действие тем, что позволяют участвовать в ней только привилегированным лицам, несмотря на то, что Господь повелел всем верующим соблюдать ее. В-третьих, они искажают ее правдивость, утверждая, что Христос умер на столбе, а не на кресте, хотя в Библии намного большее число раз сказано, что Он умер на кресте, чем на древе. В-четвертых, они не признают благодатной вести о воскресении тем, что отвергают телесное воскресение Спасителя и говорят, что Он воскрес только духовно.

Ратерфорд не оставил своих дальнейших друзей без предсказаний. Он учил, что вскоре произойдет Армагеддонская битва, в которой погибнут все те, кто не принадлежит к его организации. А после Армагеддона наступит Тысячелетнее Царство, когда все 144 тысячи избранных будут царствовать на небе со Христом. Остальные же члены организации будут жить на земле. Они должны будут доказать приверженность Иегове через соблюдение заповедей во время Тысячелетия и, таким образом, заслужить вечную жизнь на земле. Ратерфорд учил, что концом текущих событий будет 1925 г., а потом наступит Тысячелетнее Царство. Он писал: "Год 1925 является датой, которая определенно и ясно отмечена в Писании, даже яснее, чем 1914 г.". В 1925 г. или вскоре после него Ратерфорд и его единоверцы ожидали воскресения ветхозаветных мужей: Авраама, Исаака и других. Однако прошел и этот год, и как и прошлые разы, предсказания не сбылись. Свидетели Иеговы снова оказались обманутыми. Как обычно бывает в таких случаях, лидеры не оставляют попыток выйти из неприятного положения. В свое оправдание Ратерфорд обвинил сатану в том, что это он "внедрил в умы посвященных людей мысль, что 1925 г. увидит конец (духовной. - Н.П.) работы". Однако эти события не остановили Ратерфорда, и он построил в 1930 г. прекрасную резиденцию в Сан-Диего, в Калифорнии, на участке размером около 80 гектаров. Официальное объяснение возведению этого сооружения было - ожидание скорого воскресения из мертвых "князей" Ветхого Завета, таких как Давид и мужей веры, упомянутых в 11 главе Послания к Евреям. Резиденция была названа Беф-Сарим, т.е. Дом Князей. Однако на самом деле она была построена для Иосифа Ратерфорда, который ею и пользовался. Это официально было признано лидерами движения в 1975 г.

В 1931 г. Ратерфорд официально утвердил название своего общества как Свидетели Иеговы, основываясь на 10 стихе из 43 главы книги пророка Исаии: "А Мои свидетели, говорит Господь (по-еврейски Иегова.-Н.П.), вы и раб Мой...". Этот шаг был еще признаком радикального отхода учеников Расселла от евангельского учения. Хотя идеи Расселла были серьезным отклонением от Евангелия, Ратерфорд и его помощники пошли дальше. Их учение стало более еретичным. Да и вообще, если какое-то аналогичное движение хотело бы правильно назвать себя, то по Новому Завету нужно было считаться Свидетелями Христа. Главное, конечно, не в названии, а в учении, однако в случае Свидетелей Иеговы их название только подтверждает факт, что они далеки от учения Христа. Ратерфорд оказался способным администратором и еще большим диктатором, чем до него был Расселл. Он внедрил в своей организации Свидетелей принцип "теократического правительства". В результате этого считалось, что всякий, не согласный с Ратерфордом, был противником Бога.

Что касается личной жизни, Ратерфорд подобно Расселлу не являлся хорошим примером для последователей. Он любил роскошную жизнь, был груб, пьянствовал и, вероятно поэтому не мог хорошо жить со своей женой. Но по отношению к делам организации Ратерфорд был активен. Он часто выступал по радио, записывал проповеди на грампластинки, регулярно выпускал книги и делал все это довольно успешно.

Благодаря стараниям Ратерфорда культ Свидетелей Иеговы разработал методы привлечения людей путем систематического личного общения с ними. Вместе с этим важной частью его деятельности стала также хорошо составленная программа воспитания членов организации посредством изучения регулярно издаваемых книг и журналов. Таким образом, каждый Свидетель Иеговы постоянно усваивал идеи своего культа и критику христианских деноминаций. Более объективная информация имела мало шансов повлиять на его мышление. Несмотря на неудачу в связи с предсказанием относительно 1925 г. Ратерфорд еще раз сделал такую же попытку. Он решил, что в 1942 г. приходят к концу шесть тысяч лет от сотворения мира и в этом году должен начаться Армагеддон, а затем наступит Тысячелетнее Царство. Поэтому он и его друзья ожидали в 1942 г. воскресения праведника Иова и других праведников. Однако же в этом году Ратерфорд умер, и его ожидания не оправдались.

Рост организации при Натане Кнорре

После смерти Ратерфорда в 1942 г. руководство Свидетелей Иеговы перешло в руки Натана Кнорра, который управлял организацией до своей смерти в 1977 г. Этот лидер не обладал диктаторскими замашками. Он предпочитал сотрудничать с коллегами и часто не появляться публично. Интересно отметить, что вскоре после начала его правления Библейское и Трактатное Общество Сторожевой башни отменило правило помещать имена и фамилии авторов в издаваемых книгах и статьях. Возможны две причины этого: первая - Натан Кнорр не обладал писательским даром, как первые два вождя и не хотел оказаться недостойным лидером, вторая причина - если неизвестны имена и фамилии авторов, то никто не мог обвинить отдельную личность в какой-либо ошибке или уклоне от учения. Так или иначе, за все отвечает организация.

Однако если Натан Кнорр предпочитал сотрудничество с коллегами, это не значит, что его руководство было слабым. Наоборот, при его правлении сильно поднялась дисциплина, были введены строгие правила жизни и поведения Свидетелей. Для того, чтобы соблюдалась дисциплина, внедрялась система доносов под надзором доверенных лиц. Сведения о несогласных с официальной линией и идеями организации, выражаемые даже в частных домашних собраниях, стали передаваться доносчиками. Такой новый, жестокий порядок вызывал у многих рядовых членов и ответственных лиц культа страх и недоверие друг к другу.

Кроме того, после начала правления Натана Кнорра Свидетелями Иеговы было получено предписание под страхом вечной смерти соблюдать особое, новое учение. На основе произвольного толкования ветхозаветных стихов Библии в книгах Бытие 9:4 и Левит 17:10-14, Кнорр и его коллеги провозгласили, что всякий, кто хочет быть послушным Иегове, должен категорически отказаться от вливания крови при любых обстоятельствах, даже при угрозе смерти. Известен не один случай, когда соблюдая это предписание, умирали взрослые Свидетели и их дети. А каждая смерть, особенно члена семьи или близкого друга, приносит большое горе и страдание. Есть положения, когда больному ничем нельзя помочь. В таких случаях люди волей-неволей должны принять неизбежное. Но если есть возможность помочь человеку, а он настроен против и отказывается, результат в действительности бывает трагичным. Организация Свидетелей Иеговы виновна в преждевременной смерти многих своих членов.

Как руководитель, прилагавший все усилия для роста своего движения, Натан Кнорр организовал библейскую школу с целью подготовки лидеров для заграничной деятельности. Она существует до сих пор и называется Галаадская Библейская Школа Сторожевой башни. Период правления Кнорра отличается большим ростом количества членов культа. Когда Кнорр начал руководить Свидетелями Иеговы, в этом движении участвовало около 105 тысяч членов, а когда он умер в 1977 г., число последователей выросло до 2,2 миллиона.

Свой перевод Библии

Одной из больших проблем для Свидетелей Иеговы был вопрос о Библии. Вначале они пользовались авторским переводом на английский язык царя Якова, сделанного в начале ХVII в. Но так как их учение не соответствует Библии и стандартные переводы не устраивали лидеров Сторожевой башни, в конце концов они решили сделать собственный перевод.

Перевод Нового Мира Христианских Греческих Писаний на английском языке был издан в 1950 г. тиражом около миллиона экземпляров. Потом полное английское издание Библии под названием Перевода Нового Мира Священных Писаний вышло в 1961 г. тиражом в четыре миллиона экземпляров. В своих переводах, вначале Нового Завета и потом всей Библии, которые были сделаны людьми, не знающими ни греческого, ни еврейского языков, лидеры постарались согласовать все неподходящие для них места Писания со своим учением. В результате получился весьма искаженный перевод Слова Божия. Не взирая на возмущение библейских лингвистов и знатоков еврейского и греческого языков, Сторожевая башня продолжает выпускать перевод Библии и делать подобные переводы на другие языки.

Неисполнившееся предсказание Кнорра

Самой большой неудачей Кнорра было предсказание в 1968 г. того, что Армагеддон начнется в 1975 г. Как объяснить, почему лидеры культа решили принять эту дату? Дело в том, что как религиозное движение Свидетели Иеговы до сих пор не отказались от доктрины Ратерфорда, что Христос невидимо пришел в 1914 г. и при жизни одного поколения людей должна начаться Армагеддонская битва, после которой наступит Тысячелетнее Царство. Сам Ратерфорд датой битвы предсказывал сначала 1925 г., потом 1942 г. Кнорр и его коллеги следовали по проторенной дороге. Поэтому они тоже предсказывали дату, а именно 1975 г. Ведь время идет, люди стареют и поколение родившихся в 1914 г. вымирает. Поэтому вопрос, когда же начнется Армагеддон и за ним Царство, оказался очень существенным для Свидетелей Иеговы. Для его решения Кнорр и его коллеги назначили дату.

В своих подсчетах они использовали первоначальные цифровые данные, которыми пользовались адвентисты и основоположник культа Чарлз Расселл. Они решили, что первые авторы предсказаний, по сути думали правильно, но просто ошиблись в расчетах на сто лет. Беря за основу дату сотворения Адама и Евы 4026 г. до Р.Х., Кнорр и его друзья подсчитали, что 6000 лет с этого времени кончаются в 1975 г. Значит, тогда и начнется Армагеддонская битва, а после нее - Царство. Однако Кнорр и его друзья, как и их предшественники, просчитались. Ничего особого в 1975 г. не случилось. Вскоре Кнорр умер, оставив своих последователей обманутыми.

Фредерик Франц и его проблемы

       После смерти Кнорра руководство организацией принял Фредерик Франц. Он начал действовать в период кризиса культа, вызванного разочарованием в несбывшихся предсказаниях Кнорра. Свидетели начали интересоваться вопросом, почему предсказания не сбываются. Не получая ответа, многие оставили культ. Интересно то, что даже племянник руководителя, Раймонд Франц, который много лет работал в издательстве культа, покинул движение. Он пришел к заключению, что организация Свидетелей Иеговы не от Бога. Раймонд написал книгу "Кризис Совести", в которой заявил, что учение Свидетелей Иеговы не соответствует Библии. Кроме того Раймонд Франц привел примеры, как лидеры культа произвольно меняли пункты вероучения и несправедливо поступали с рядовыми членами организации в некоторых отдельных случаях.

Но как бы то ни было, ошибки вождей, организации в целом не принесли большого урона. Еще перед 1975 г. они смогли побудить своих приверженцев к активной вербовке новых членов, что привело к значительному росту движения. Хотя многие потом ушли, полностью разочаровавшись, большинство новообращенных осталось. Опыт показывает, что неудачные предсказания не обязательно наносят культу большой вред. Обычно лидеры находят какое-то объяснение неудачи или полагаются на "новое откровение".

Проблемы бесед со Свидетелями Иеговы

      Для того, чтобы беседовать со Свидетелями Иеговы, нужно знать систему их вероучения и соответствующие представления о Священном Писании. Дело в том, что многие места в Библии, особенно в Новом Завете, они толкуют довольно своеобразно и комментируют их в соответствии со своей верой. Всякий стих Слова Божия они объясняют так, как их учили. А это обыкновенно не так, как доподлинно говорит Библия и понимают евангельские верующие. Конечно, Слово Божие есть Божья истина, и, беседуя со Свидетелями, мы должны раскрывать истинное значение определенного стиха или места Писания. Для этого требуются как знание Слова Божия, так и понимание доктрин данного культа.

Свидетели Иеговы говорят, что главный авторитет для них - Библия, однако, по словам Ван Балена, фундаментальным заблуждением расселизма, которое продолжают распространять Свидетели Иеговы, является его полный рационализм. Иначе говоря, хотя Свидетели претендуют на то, что следуют Библии, они проповедуют произвольные толкования текста Расселлом и его преемниками, которые хотели бы, чтобы в Библии ничего не было недоступного человеческому разуму. Поэтому члены этого культа и их литература отвергают то, что Библия называет "великая благочестия тайна"(1Тим.3:16) ("тайну Бога и Отца" (Кол.2:2)). Они считают, что все, касающееся Бога, Его природы и плана спасения должно восприниматься только человеческим умом. Расселл, как основатель культа, руководствовался этим принципом. Его система учения по тому же принципу была модифицирована и дополнена новыми пунктами преемниками Расселла. Например, такой рационализм мы видим в идее, что руководители Свидетелей Иеговы могут определить время, когда начнутся Армагеддон и Тысячелетнее Царство Божие, пользуясь собственными умозаключениями. Так они и поступают, несмотря на то, что Господь сказал: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Д.А.1:7).

Главным авторитетом у Свидетелей Иеговы является не Библия, а бруклинские вожди. Редко в каких религиозных организациях можно встретиться с таким диктаторским подходом к мышлению. Даже в довольно авторитарной системе католицизма и то допускаются разные мнения по многим вопросам. Очень важно знать также, что Свидетели Иеговы не изучают Библию непосредственно и беспристрастно. Они всегда подходят к тексту, пользуясь руководящими материалами журналов и книг, издаваемых в Бруклине.

Вероучение Свидетелей Иеговы

Учитывая сказанное, вероучение Свидетелей Иеговы можно свести к следующим основным пунктам, которые приводим вместе со стихами Писания, цитируемые членами этого культа в оправдание своих убеждений. По обычаю еретических течений, именуемых себя христианскими, Свидетели Иеговы игнорируют стихи (и их языковые оригиналы), противоречащие тому, чему учит их культ. Они делают упор на стихи, которые могут истолковать в соответствии со своими понятиями.

1. Библия есть Слово Божие и открывает Божию истину.

2. Бог-Творец, имя которого Иегова, является единым истинным Богом. Он один является вечным, несотворенным Богом. Свидетели Иеговы отвергают учение о Святой Троице.

3. Иисус Христос является единородным Сыном Божиим. В этом отношении он божествен и может называться богом. Однако он был создан Богом Иеговой до сотворения мира. По своему естеству он отличается от Бога Иеговы и является второй, самой великой личностью во Вселенной. До и после явления на землю Христос был и продолжает быть в то же самое время личностью, называемой в Библии архангелом Михаилом.

4. Дух Святой не является отдельной, божественной личностью, а просто Божией действующей силой. По этой причине в своих книгах и журналах Свидетели пишут о Нем с малой буквы - дух святой.

5. После создания Сына Божия, Бог создал совершенных духов-личности, называемые ангелами и "сынами Божиими", среди которых был ангел, ставший впоследствии диаволом (клеветником) и сатаной (противником).

6. Затем, неизвестно как давно, Бог сотворил Вселенную и после этого, около шести тысяч лет назад, он закончил приготовление земли для обитания и сотворил Адама и Еву. Шесть "дней" творения можно понимать, как шесть долгих периодов времени.

7. Тот ангел, который стал впоследствии диаволом, присутствовал при сотворении Богом Адама и Евы. Он слышал повеление им рождать детей и знал, что в будущем земля наполнится людьми, которые будут поклоняться лишь Иегове. Он позавидовал Богу и поэтому восстал против Него, использовав для искушения наших прародителей самую коварную тварь - змею. Падение ангела, ставшего диаволом, случилось после сотворения Адама и Евы.

8. Адам и Ева согрешили потому, что усомнились в праведности Божией и послушались диавола, вселившего в них недоверие к Богу. Бог не истребил ангела, ставшего диаволом, потому что хотел в будущем показать свою праведность и свое единовластие во Вселенной.

9. Смерть физическая есть результат греха. Когда человек умирает, погибает и его душа, так как душою является кровь. Поэтому любое принятие крови, даже в медицинских целях для спасения жизни, является нарушением Божьей заповеди и будет наказано смертью. Так как написано "возмездие за грех - смерть", физическая смерть человека является достаточной платой за все его грехи.

10. Так как душа человека умирает, в промежуток времени от смерти до воскресения не может быть сознательного существования ни в раю, ни в аду. Иначе говоря, человек полностью перестает существовать. Это одинаково относится как к праведным, так и к грешникам. Слово ад значит могила и является символом временной смерти человека до его воскресения. Слова геенна огненная, которыми евреи называли свалку и постоянно горящую Енномову долину, является символом смерти без надежды на воскресение. Это есть полное и окончательное прекращение существования души и тела в наказание за такие преступления, как, например, хула Святого Духа (у них - святого духа) и за другие ужасные сознательные грехи. Поэтому праведные, как и обычные грешники, могут временно быть в аду. Но они не попадают в геенну после смерти. Выражения печь огненная и озеро огненное обозначают то же, что и геенна огненная.

11. После того, как диавол соблазнил Адама и Еву, он совратил и других ангелов, которые в дни праведного Ноя, оставив небесное занятие, сотворили себе человекоподобные тела и сошли на землю. Они брали в жены дочерей человеческих и рождали детей, выраставших злыми исполинами. Все это крайне развратило народы. Бог послал на землю наказание в виде потопа, истребив грешных людей и злых исполинов. Будучи духами-личностями, падшие ангелы не умерли. Они были вынуждены оставить земные тела и вернуться на небо в своем первоначальном образе. Бог сковал их узами адского мрака за грех совращения рода человеческого. Это наказание не следует понимать буквально. Оно означает, что Бог отнял у них способность воплощаться в человекоподобные тела, как они бы того хотели, и то, что они остаются падшими, низкими существами. В других отношениях они свободны и, действуя при участии диавола, обольщают всю Вселенную.

12. Основное содержание Ветхого Завета - описание периода борьбы между Богом и диаволом и приготовления к пришествию Христа. Мужи веры, как Авель, Авраам, Моисей, Иов и другие, были такими же Свидетелями Иеговы, как и современные последователи организации Сторожевой башни. Христос тоже является Свидетелем Иеговы.

13. Явление Христа во плоти обозначает прекращение его прежнего бытия как духа-личности и архангела Михаила и становление таким совершенным человеком, каким был до грехопадения Адам. Первый человек, Адам, потерял свою непорочную жизнь, лишив бессмертия всех людей. Поэтому второй человек, Христос, отдал свою праведную жизнь, чтобы выкупить то, что было потеряно первым. Акт выкупа или искупления совершился посредством его смерти на Голгофе.

14. Христос умер не на кресте, а на столбе.

15. Искупление Христа не дает людям жизни вечной в настоящее время. Оно означает прощение, заботу и любовь Бога Отца, приносит нравственное очищение. Лишь во время Тысячелетнего Царства оно откроет путь к обретению жизни вечной через праведные дела и повиновение Богу.

16. Спасение означает избавление через Сына Божия от греховной системы мира и от рабства греха и смерти. Своих верных Свидетелей Иегова спасет в "последние дни", т.е. сохранит от греховности во время Великой Скорби. Спасение дается даром, однако оно должно сопровождаться добродетельными делами.

17. Иисус Христос не воскрес из мертвых телесно. Воскресение его совершилось как воскресение духа-личности, в результате чего он вновь стал архангелом Михаилом. Не важно, что стало с его физическим телом. Его явление ученикам было случаем материализации их представлений, подобно тем, которые происходили во времена Ветхого Завета.

18. Царствие Божие есть проявление Божиего всевластия через правление Его Сына Иисуса Христа, Которого Он назначил Царем. Проповедь Благой вести - это проповедь Божиего Царства. Есть два периода Царства: первый - тайный, невидимый, а второй - явный и видимый. Во время первого периода, начавшегося в 1914 г. происходит суд народов, описанный в Евангелии от Матфея 25:23-46. Находящиеся по правую сторону - овцы Христа, являются Свидетелями Иеговы, по левую - все остальные, козлы. Суд заключается в решении дальнейшей судьбы людей, исходя из понятия Свидетелей о Царстве Божием. В конце этого периода произойдет Армагеддонская битва, которая разрушит безбожную мировую систему, включая все церкви. Только Свидетели Иеговы не погибнут и войдут живыми в Тысячелетнее Царство, которое наступит сразу же после битвы.

19. Как всякое Царство, Божие Царство должно иметь не только Царя, но и правительство. Оно будет состоять из особо избранных, 144 тысяч людей. Лишь они духовно возрождаются по высшей воле после своей смерти. Поэтому после телесной смерти они сразу воскресают (первое воскресение) и невидимо царствуют с Христом на небе. Они будут царствовать видимо во время Тысячелетия. Это - малое стадо, которому Отец благоволил дать Царство. Ссылка в Библии на Царство и царствование относится только к ним. Лишь с ними заключил Христос новый завет. Живя на земле, они знают, что относятся к избранным. Другие же люди этого не знают. Только избранные имеют право принимать хлеб и вино во время ежегодной Вечери "поминовения".

20. Воскресшим Свидетелям Иеговы будет легче, чем остальным, исполнять законы Божии, потому что они уже знают Бога и Его волю. Труднее это будет бывшим грешникам, которые всегда жили по своей воле. В общем говоря, тот, кто будет творить добро, постепенно, к концу тысячелетия, достигнет безгреховного совершенства, а тот, кто будет причинять зло, если не послушает предупреждения, подвергнется суду и наказанию. Поэтому первые выйдут из гробов для воскресения к жизни, а вторые - для воскресения к осуждению.

21.Люди, достигшие совершенства в тысячелетний период, будут продолжать жить вечно на земле. Остальные же, грешники, совершенно погибнут. Так как озеро огненное является символом окончательного уничтожения грешников, вечных мучений на земле не будет; останется только вечная жизнь в блаженных условиях, как для 144 тысяч на небе, так и для остальных, достигших совершенства на земле.         (8/ стр.262-280)



Пишите нам


Сайт не стоит на месте. Мы планируем размещать больше материалов о различных ересях в мире, и вы можете помочь нам в этом. Присылайте нам ваши замечания, предложения, все что посчитаете нужным. Если вы с чем-то не согласны, тоже пишите, будем рады помочь. Сайт будет расти только благодаря вам! Так что пишите: Калкавура Игорь
 
RO
EN