«Испытывайте самих себя, ввере ли вы; самих себя исследывайте....» (2Кор.13:5)
Главная страница   →   Ислам   →   4. Что говорит Коран о Христе как о Сыне Божием

4. Что говорит Коран о Христе как о Сыне Божием

Кто бы ни рассматривал личность Христа так, как это показано в Коране, тот обнаружит, что тема о Его "Сыновстве" вызывает противоречия. В результате этого имеется пять теорий по этому вопросу.

 

1. Это - богохульство

Коран утверждает: "Не подобает Аллаху брать себе детей, хвала Ему! Когда Он решит какое-нибудь дело, то лишь скажет ему: "Будь"! - и оно бывает". Сура 19:35.

В Коране также написано: "И говорят они: "Взял Себе Милосердный сына". Вы совершили вещь гнусную. Небеса готовы распаться от этого, и земля разверзнуться, и горы пасть прахом от того, что они приписали Милосердному сына. Не подобает Милосердному брать Себе сына. Всякий, кто в небесах и на земле, приходит к Милосердному только как раб". Сура 19,88-93.

В толковании Аль-Фахри аль-Рази сказано: "Я знаю, что Аллах, когда отвечал идолопоклонникам, то Он отвечал тем, которые утверждают, что Он имел сына. Евреи говорят, что Азер был сыном Божьим; а арабы говорят, что ангелы были дочерьми Божьими, - и все они включены в стих - "они говорят: Благодетель принял Себе сына..."

 

2. Это является объединением части творения с Творцом

В суре Корана 43,15-16 мы читаем: "И сделали они из Его рабов для Него часть. Поистине, человек неблагодарен явно! Неужели Он взял из того, что создал, дочерей, а вам предоставил сыновей?"

Тут возникает вопрос: Какое родство может быть между Творцом и творением, чтобы часть творения могла объединиться с Творцом? Это ни физически, ни мысленно невозможно. Также они (мусульмане) идут дальше, опираясь на стих: "Нет никого ни в небе, ни на земле, как только те, которые приходят к нему как рабы", говоря: "Это невозможно, чтобы раб стал господином"; а на основании слов: "Творец неба и земли" они утверждают, что невозможно творению стать Творцом.

Мы, как христиане, подтверждаем, что невозможно что-либо из сотворенного присоединить к Богу, но, согласно нашей вере, это не относится к родству между Богом и Сыном, так как Сын и Отец являются единым Существом, да и сам Коран говорит, что Христос есть Слово Божие и Дух (Святой) Его. Поэтому объединение части творения Бога с Ним не имеет никакого отношения к вопросу о Сыновстве Христа.

 

3. "Сын" может родиться только от мужчины и женщины

Тут возникает проблема в понимании исламом вопроса о Сыновстве, что видно из следующего утверждения Корана: "Как будет у Него ребенок, раз не было у Него подруги". Сура 6, 101.

Аль-Байдави, комментируя этот стих, сказал: "Является разумным сказать, что дитя рождается от мужчины и женщины одного и того же рода по природе, но Аллах намного выше человеческой природы".

Это - понятие ислама о невозможности для Бога иметь сына. Он (Бог) не имеет равной супруги, и поэтому Ему невозможно иметь дитя. В этом заключается секрет их отказа допустить отцовство Бога по отношению ко Христу, так как по их понятию, основанному на Коране, никакого иного "Сыновства" не может быть, как только в физическом смысле.

То, что написано в труде Эль-Табари "Джамиа аль-Баян", подтверждает это мнение. Ученые Бахаб и Абн Зеид приводят цитату: "Дитя должно быть рождено от мужчины и женщины, и не может быть, чтобы Аллах имел супругу и дитя. Он сотворил все существующее, и если нет ничего, кроме сотворенного Аллахом, то как Он мог иметь сына?"

Некоторые ученые обращаются к стиху, имеющему в виду некоторых еретиков - бывших язычников, которые после присоединения их к Церкви ввели ересь, что девственница Мария была богиней. Вероятно они взяли ее в качестве заместительницы богини Венеры, которой они поклонялись прежде. Они ссылаются на книгу известного Ахмеда аль-Макризи под названием "Аль-Коул аль-Ибризи" (стр.26), а также на книгу Ибн Хазма "Аль-Милал ва Аль-Ахва ва Аль-нихл" (стр.48). Их ересь намекает, что Аллах имел супругу и сына от нее, но Коран, конечно, отвергает эту мысль. Однако эта идея совершенно чужда христианству. Никто из христиан не верит этому. Это оскорбление, направленное против Бога, который свободен от телесных свойств.

Фактически каждый, кто считается с христианской верой, основанной на Евангелии, найдет, что христиане никогда не смотрели на Христа как на Сына Божия в физичемком смысле, но верят, что Он есть Сын Божий, происшедший от Божественного присутствия, как написано о Нем: "Слово, бывшее с Богом от начала", и Который был зачат от Святого Духа.

Великий апостол Павел указывает на эту истину, когда он говорит в Послании к Римлянам, глава 1,1-4: "Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых Писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез Воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем".

 

4. Он вкушал пищу

Это записано в суре 5,75: "Мессия, сын Марйам, - только посланник, прошли уже до него посланники, а мать его праведница. Оба они ели пищу. Посмотри, как разъясняем Мы им знамения; потом посмотрим, до чего они отвращены!" Согласно понятию мусульман Христос не мог иметь Божественную сущность, так как Он вкушал пищу. "Как тот, кто ест пищу, может быть Аллахом?"

Аль-Рази говорит в своем толковании этого стиха:

а) "Всякий, кто имел мать, пришел из небытия в жизнь, и все они были сотворены и не являются Аллахом".

в) "Они были бедными и в нужде. Они отчаянно нуждались в пище, но Аллах не нуждается ни в чем, поэтому как Христос мог быть Аллахом?"

в) Фраза: "они оба ели пищу" свидетельствует о их человеческой природе, ибо всякий, кто принимает пищу смертен".

 

5. Сотворенный не способен приносить ни пользы, ни вреда

В суре 5,76 Корана говорится: "Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, что не владеет для нас ни вредом, ни пользой, а Аллах - слышащий, знающий?"

Комментаторы использовали этот стих по отношению к "извращенным" утверждениям христиан и сказали, что этот стих имеет целый ряд доводов:

а) "Иудеи постоянно противились Иисусу и замышляли причинить Ему зло, но Он был неспособен повредить им. Его друзья и последователи любили Его, но Он был не способен дать им благо или мирскую прибыль. Если кто-либо неспособен нанести вред своим врагам или дать мирскую прибыль, как может разумный человек считать такового Богом?"

В дополнение к этому толкованию Аль-Бадави пишет: "Иисус, если даже Он обладал особыми преимуществами, то являл их только потому, что Он принадлежал Аллаху; эти преимущества не были Его личными".

Но мы говорим, что если Иисус был только Иисусом Корана, т.е. Иисусом рабом, то мы должны допустить, что Он не обладал этой властью. Но Иисус, как говорит пророк Исаия, есть "Бог крепкий" (Исаия (9:6), и мы благодарны Ему, потому что Его проповедь была ни для ущерба, ни для материальной прибыли, но для Спасения. Сам Коран говорит, что Он пришел как "милосердие для мира".

б) Имеется христианская секта, заявляющая, что иудеи распяли Его и пронзили Его бок, и когда Он жаждал и попросил пить, они дали Ему уксус; как может быть Богом-Аллахом такая слабая личность?"

в) "Бог вселенной не может нуждаться ни в ком из существ, но все другие нуждаются в Нем; если бы Иисус был Богом, то Он не имел бы нужды молиться, так как Бог никому не молится. Человек поклоняется и молится Богу. По общему признанию Иисус продолжал быть послушным Богу и молился Ему, и это понятно, почему Он делал так; потому что Он Сам нуждался в получении силы и способности сопротивляться другим, и если кто-либо таков, то как он может принести пользу другим или защитить их от зла. Если Он был таким, то Он был человеком, как и все другие".



Пишите нам


Сайт не стоит на месте. Мы планируем размещать больше материалов о различных ересях в мире, и вы можете помочь нам в этом. Присылайте нам ваши замечания, предложения, все что посчитаете нужным. Если вы с чем-то не согласны, тоже пишите, будем рады помочь. Сайт будет расти только благодаря вам! Так что пишите: Калкавура Игорь
 
RO
EN