«Испытывайте самих себя, ввере ли вы; самих себя исследывайте....» (2Кор.13:5)

Движение "Новый Век"

Происхождение и сущность движения "Новый Век"

       С древних времен все таинственное поражало воображение человека. Этому свойству человеческой психики обязаны своим возникновением религии, которые принято называть "мистическими"*. Среди них - такие древнейшие религии Востока, как индуизм и буддизм, и такие современные западные культы, как "Церковь объединения" и общество "Трансцендентальной медитации". Конечно, было бы неправильно рассматривать берущее свое начало у истоков истории мистическое учение как набор абсолютных, самодостаточных доктрин. Несмотря на то, что терминологии разных мистических учений несколько отличаются одна от другой, все они представляют собой вариации на одну общую тему, однообразную и монотонную: явления действительности и различия между ними - иллюзорные, кажущиеся величины, и поэтому не существует никакого объективного определения истины. Над входами в святилища и храмы всех мистический вероучений можно было бы написать большими буквами одну и ту же фразу: "ВСЕ СУЩЕЕ ЕДИНО".
Сущность движения, которое в конце ХХ века стали называть "Новый Век" - еще одна вариация на все ту же повторяющуюся тему. Движение объединяет различные группы и индивидуальных последователей, заново предлагающих древнюю мистическую концепцию, приукрашенную, видоизмененную и применяемую так, чтобы она привлекала внимание современного "западного" человека. Так, само название движения - "Новый Век" - вызвало пристальный интерес у десятков тысяч людей, ошибочно предположивших, что движение обладает какими-то революционными, до сих пор неизвестными или забытыми истинами, имеющими особое значение в наше время и обещающими наступление новой эры. Это ощущение усиливается эйфорическим убеждением в том, что общество стоит на пороге перемен, которые приведут человечество к невиданным духовным высотам.
Однако у тех, кто познакомился с пророчествами апостолов "Нового Века" - Джона Денвера, Ширли Маклейн, Теодора Росака, Дэвида Спанглера, Кена Уилбера и Уильяма Ирвина Томсона, существуют серьезные основания для сомнений. Окружающий нас мир существует не первый день, и с его историей может познакомиться каждый. История же учит, что общества прошлого и современности, воспринявшие идеологию, характерную для последователей "Нового Века", развивались, мягко говоря, неуспешно.  Хорошим примером может послужить история Индии, на всем протяжении которой национальная религия, индуизм, владела умами бесчисленных обитателей этой перенаселенной страны. Но индийское общество никак нельзя назвать обществом, достигшим в своем развитии необыкновенных высот. Напротив, его сотрясают опустошительные эпидемии, голод, бедность и нищета. Почему? Потому что, с точки зрения индуистов - духовных предшественников "Нового Века" - объективной истины не существует. В конечном счете индуист ничего не знает и ни о чем не размышляет, кроме как о надежде когда-нибудь, в отдаленном будущем, в какой-то другой жизни, спастись, убежать от окружающего его иллюзорного, ничтожного мира и слиться с бесконечным, безличным мировым разумом - Брахманом.

Так зачем же просвещенных жителей стран Запада так волнуют эти выцветшие лохмотья индуизма, прибитые волнами времени к нашим берегам? Ответ на этот вопрос, к сожалению, не прост и не утешителен. Индуизм не является основным и единственным источником солипсизма и нигилизма, характерных для философии "Нового Века". Настоящий источник гораздо древнее.

В главе 3 книги Бытия сатана высокомерно замечает, что у Бога нет права утверждать, что истинно и что ложно, что нравственно и что греховно: "Подлинно ли сказал Бог?" - спрашивает змей. Следующие за этим вопросом рассуждения показывают, что дьявол хочет вырвать почву из-под ног родоначальников человечества и заставить их сомневаться в Боге и Его творении. Если нет определенного, безотносительного знания, то вся вселенная является лишь представлением, порождением ума - и является как раз такой, какой человек хочет ее видеть! Именно в этом сущность предложения сатаны, принято Адамом и Евой: "Вы будете, как боги". С этого момента начинается история человечества, история "создания реальности" в соответствии с собственными желаниями и идеями. Таким образом, Адам и Ева стали не только первыми людьми, но и первыми гуманистами. С этого момента самодостаточный, существующий Сам в Себе Бог не вмешивается в дела не нуждающихся в Нем людей. И лишившиеся Бога люди остаются одни, ничтожные и бессильные, в мире, задуманном Богом для тех, кто будет любить Его и выполнять Его заповеди. Каким же образом, спросите вы, эта проблема связана с западной цивилизацией? Восточные народы пошли по ложному пути. Но у нас есть Библия, в которой постоянно провозглашается существование самодостаточного Творца. Обладание Библией, казалось бы, должно было оградить западное общество от нашествия отрицающих Бога монистов и мистиков. Действительно, долгое время казалось, что знание текстов Писания выполняет такую защитную функцию. Наша культура была сознательно основана на признании существования объективного мира, созданного самодостаточным библейским Богом; признавалась также моральная ответственность человека перед Ним. Никто не утверждает при этом, что люди западной культуры были безгрешны или непорочны. Совсем наоборот. Но им было свойственно библейское миросозерцание - западная культура немыслима без Библии. Вдохновленные библейским миросозерцанием, люди западной культуры строили общество, которое позволило бы избежать трагедий, обрушивающихся на страны, не почитающие предсущего Творца.

Тем не менее, около пяти столетий тому назад, в эпоху Возрождения, возникли гуманистические течения, свидетельствовавшие о том, что библейские основы западного общество пошатнулись. С точки зрения многих мыслителей того времени, замысел Бога не удался, так как ожидаемое пришествие Царствия Божия не состоялось. Повсюду, в том числе и в делах Церкви, царила жестокая несправедливость. Поэтому гуманисты начали говорить о грядущем "новом веке". Для его наступления не требовалось, чтобы люди раскаялись в своих прегрешениях перед Создателем жизни. Вместо этого предлагалась идея мира с абстрактным Богом в центре, построенного по принципам причинно-следственной связи.

Снова, как и на заре человеческой истории, идее всемогущества и независимости Творца был положен конец. Девизом нового гуманистического общества стали слова: "Человек есть мера всех вещей". Принципы Писания, несовместимые с таким радикальным изменением образа мыслей, были сохранены и провозглашены людьми, ставшими могущественными орудиями Провидения - Джоном Уиклиффом, Уильямом Тиндейлом и Мартином Лютером.

Не удовлетворившись секуляризацией общественной структуры, осуществленной гуманистами, мыслители так называемой эпохи Просвещения закончили дело своих предшественников. Рене Декарт предположил, что мы не можем, на самом деле, познать объективную истину, так как наши органы чувств постоянно обманывают нас. Джордж Беркли отважно выдвинул философскую идею чистого солипсизма: объективная реальность - не более чем представление, созданное нашими органами чувств. Дэвид Юм убедил своих современников в том, что не может существовать и определенной причинно-следственной связи. Иммануил Кант провозгласил, что познание Бога - процесс чувственного восприятия. И по сей день в сознании западных людей бок-о-бок с Евангелием вечного, самодостаточного Творца, Продолжителя жизни и Спасителя, расположились создатели гуманистической системы ценностей.

В наше время Джон Денвер, Ширли Маклейн и пытаются возродить поблекшие гуманистические традиции Востока и Запада. Разница только в имени - "Новый Век" вместо "гуманизма", который превращен в мистическую религию, объявляющую человека богом. Такова, вкратце, история зарождения и возникновения современного движения "Новый Век".

Пророки "Нового Века" просто-напросто повторяют в более современной, популярной форме утверждения своих идейных предшественников, кто бы эти предшественники ни были - гуманисты древности, индуисты, гуманисты Возрождения или философии эпохи Просвещения. Внешние проявления философии "Нового Века" можно охарактеризовать как в высшей степени позитивистский романтизм, в котором несбыточную надежду стать бого-людьми, повелителями Вселенной. Приверженцы движения стараются придать больше веса своему мировоззрению, подкрепляя его рассуждениями философов античности.

Современное язычество, пропагандируемое лидерами "Нового Века", по своей сути приближается к дохристианскому поклонению стихиям и силам плодородия. Иудео-христианскую теологию они называют патриархальной (а потому вредной), и призывают заменить ее культом женского (полезного) начала. Отец-небо, в соответствии с теологией "Нового Века", должен уступить место Матери-Земле.

Розмари Рютер, известная феминистка, показала, что "реконструкция" древних культов, предпринятая энтузиастами "Нового Века", приписывающими доминирующую роль женским божествам, имеет очень мало общего с действительно бытовавшими религиями (см. ее статью "Богини и ведьмы: освобождение женщины и антикультурный феминизм" в газете "Христианский век" за 10 сентября 1980 г.). Факт поклонения последователей древних культов женским божествам еще не означает, что они играли преимущественную роль - они входили в пантеон наряду с мужскими божествами. Современные защитники культа женского божества принимают свои романтические фантазии за исторический факт.

Теологическая позиция адептов "Нового Века" носит ярко выраженный восточно-мистический характер, с уклоном в сторону индуизма. Импортированные с Востока на Запад культы относятся к тантрическому направлению индуизма. Гуру-иммигранты Свами Вивекананда и Рамакришна были тантристами. Тантрический индуизм учит человека ощущать свою божественность посредством тщательно разработанных сексуальных упражнений. Таким образом, это восточное учение приняло на Западе гротескно-сексуальную форму, характерную для индуистских и доиндуистских культов плодородия. Описания извращенных сексуальных оргий последователей культов плодородия общедоступны.

Следовательно, в основе облеченных в такую романтически-бесплотную форму индуистских принципов "Нового Века", лежит стремление к вполне плотским наслаждениям. Многие непосвященные люди, воспитанные в традициях западной культуры, представляют себе восточную философию, как некие расплывчатые духовные рассуждения. Когда же дело доходит до практики, некоторые испытывают настоящий шок; другие же, наоборот, радуются полному освобождению от здоровых нравственных ограничений. Приняв принципы "Нового Века", они могут беспрепятственно рядить свои порочные желания в одежды расплывчатой заморской "религии".

Дина Метцгер, например, говорит о "священной" проституции как о "духовном празднестве" грядущего Нового Века. Это вполне согласуется с ее представлением о нравственности. В книге "Танец в лучах света" Ширли Маклейн таким образом формулирует свою духовную установку: "Пока человечество не осознает наконец, что на самом деле не существует ни добра, ни зла - до тех пор не будет мира на Земле". И еще: "Каждый порочный, извращенный поступок расширяет горизонты нашего понимания" (Мартин Гарднер, "Issues Is Her Business"*, Нью-Йорк Ревью, 1987).

Как подобная распущенность может сосуществовать с понятием религии? Прежде всего, нужно помнить, что произошло на заре истории человечества. Однажды отвергнув Бога, люди утратили понятие об объективной истине, утратили нравственность. "Если человек не верует в Бога, он не верит ни во что или верит всему" (Дж. К. Честертон).

Но разве индуисты и провидцы "Нового Века" не говорят о "Боге"? Конечно говорят: Однако, оценивая их слова, мы должны помнить, что последователи этих учений не отказались от всякого объективного мышления, но и считают себя свободными от необходимости придавать словам общепринятый смысл. Совсем как Шалтай-Болтай, высокомерно заявляющий в "Алисе в Зазеркалье": "Если я что-то сказал, значит; я сказал то, что хотел сказать - ни больше, ни меньше". С человеком, живущем в ирреальном мире, почти невозможно поддерживать осмысленную беседу. Когда такой "романтик" употребляет слова "бог", "человек", "нравственность" и другие термины, значение которых общепринято, слушатели должны помнить, что говорящий имеет в виду нечто совершенно иное. И действительно, выразители принципов "Нового Века" гордятся, подобно Шалтаю-Болтаю, тем, что они порвали со всеми общепринятыми стандартами лексики.

Итак, кто или что называется "богом" в терминах "Нового Века"? Основная философская предпосылка движения в том, что вселенная и все в ней содержащееся представляют собой единое целое ("все сущее едино"). Это единство - не метафора, а реальность, и о "сознании вселенной", поддерживающем ее единство, можно говорить, как о некоем совершенно безличном "боге." В таком рассуждении нет и следа идеи абсолютно личностного Бога, Бога Библии. Конечно, отрицание Творца как основы всего живущего и подмена его бесконечным, безличным Брахманом есть чисто индуистский образ мыслей. Цель индуиста - окончательно слиться с такой безличной единой сущностью мира, пройдя через ряд перевоплощений. Индивидуальная, личная жизнь с его точки зрения - зло.

Как это ни парадоксально, индуистское обожествление всего сущего проявляет себя, оставляя след в личности каждого человека; бесконечный Брахман, учат индуисты, содержится в каждом из нас. Это частица Брахмана в человеке называется Атман. Таким образом, индуистский бог присутствует в личности всех и каждого. Нет предсущего Бога, создающего мир и его законы. Индуистские тексты не являются божественным откровением, предлагающим нравственный закон. В них запечатлен коллективный мистический опыт древних индусов, сущность которого сводится к монизму и пантеизму - все сущее едино и все есть бог. Многие направления движения "Новый Век" сделали эту теологию основой своего миросозерцания. Говоря словами Ширли Маклейн, "Мы ничем не ограничены. Мы просто не сознаем этого" ("Танец в лучах света").

Некоторые приверженцы "Нового Века" в поддержку своего мировоззрения хитроумно ссылаются на Псалом 81:6 ("Я сказал: вы - боги") и на Послание к Колоссянам 1:27 ("Христос в вас, упование славы"). Что бы ни значили эти места, вдумчивый читатель сразу видит, что в них не содержится отрицание идеи всемогущего Бога-Творца и не высказывается сомнений в правильности такой идеи. Любое высказывание следует понимать в контексте, и библейский контекст, в данном случае, ни в коей мере не может служить подтверждением пантеизма или монотеизма индуистов.

Движение "Новый Век" разделилось на множество направлений, далеко выходящих за рамки религиозных и философских устремлений. Физик Фритьоф Капра в своих книгах "Принцип дао в физике" и "Поворотный пункт" пытается установить связь между недавними научными открытиями и религией. Он справедливо утверждает, что Альберт Эйнштейн показал относительность времени и пространства. Но из того, что теория Эйнштейна верна, Капра делает вывод, что все, в том числе этические ценности, относительно. При этом он признает, правда, что его философские взгляды оказали влияние на ход его научных рассуждений. Кроме того, Капра и другие согласные с ним авторы, заключают, что действительность создается человеческим сознанием. Такой вывод полностью противоречит принципу противопоставления Творца и творения. В системе Капра творцом является человек.

Общеизвестно, что в любом научном исследовании жизненно важную роль играет презумпция существования внешней, объективной реальности. Если бы воцарилась идея субъективной оценки действительности - солипсизм*, научное открытие стало бы невозможным, ибо в таком случае не существовало бы ни надежных методов наблюдения и исследования, ни объективных методов описания и обучения. Исчезла бы цивилизация как таковая. Только библейское миросозерцание делает возможным полноценное научное исследование, даже если те, кто проводят такие исследования, не желают добровольно признавать факт творения Вселенной. Чтобы цивилизация могла существовать, необходимо хотя бы молчаливое согласие с библейским принципом творения, иначе человечество потеряет связь с действительностью и останется наедине с порождениями своей фантазии. Определения потеряют всякое значение, и словесное общение превратится в бессмысленное бормотание.

Мэрилин Фергюсон выражает убеждение в том, что она обнаружила скрытый механизм эволюции, автономную творческую энергию жизни: небольшие количества, или частицы, творческой энергии, говорит она, "стремятся достичь все более высокого уровня сложности и интеграции структуры". Фергюсон забывает при этом давно замеченный факт, вступающий в противоречие с эволюционной идеей, а именно, что вселенная не прогрессирует энергетически, но наоборот, неизбежно регрессирует, умирает вследствие возрастания энтропии, в соответствии со вторым законом термодинамики. Одно это соображение разрушает карточный домик наукообразного романтизма Фергюсон. Если бы только все наши желания могли сбываться! Увы, беспочвенные желания - это все, что остается на долю энтузиастов "Нового Века".

Идеи "Нового Века" не обошли стороной и представителей медицинских профессий. Критик-социолог Иван Иллич написал книгу "Немезида медицины", в которой высказывает убеждение в том, что "медицина представляет собой основную угрозу здоровью людей". Тревога врачей и пациентов по поводу определенных опасностей применения ортодоксальных медицинских теорий, обернулась вторжением идей "Нового Века" в сферу здравоохранения. Среди этих идей - концепция холистического исцеления*. Холистическая медицина, как таковая, имеет веские основания для существования - зарегистрировано множество случаев несомненного исчезновения болезненных симптомов и, что еще важнее, холистические методы способствуют общему повышению тонуса пациентов.

Однако вклад приверженцев "Нового Века" в холистическую медицину не имеет позитивного характера. Например, в ряде направлений хиропрактической медицины** ссылаются на некий "вселенский разум" как на источник исцеления. Китайские традиционные методы массажа и иглоукалывания основаны на принципах даосизма, важнейшим из которых является принцип "Единства", то есть монизм. Приверженцы оккультных вероучений пропагандируют исцеление с помощью "экстрасенсорного восприятия" и ясновидения. Духовный и психологический вред, наносимый подобными методами лечения, подробно описывается в книге Джона Уэлдона и Зола Левитта "Экстрасенсорное проявления оккультизма".

Характерная для современных людей преувеличенная забота о здоровье вполне согласуется с нарциссическим самолюбованием энтузиастов "Нового Века". Если человек отрицает, что грех есть исходная причина всех его проблем и трудностей, он начинает лихорадочно искать пути спасения от смерти (и осуждения). "Поклоняющиеся здоровью неспособны оставаться здоровыми", писал Дж. К. Честертон. Быть здоровыми хорошо, но здоровье не есть самоцель.

Неудивительно, что, руководствуясь подобным миросозерцанием, последователи движения "Новый Век" погружаются в самих себя и заняты исключительно собой. В конце концов, что может иметь большее значение для пантеиста, как не собственная личность? "Мы все подавлены ненужным чувством греховности и вины" - такова одна из предпосылок этого эгоистического лжеблаговествования. Из очевидного факта, что постоянное чувство вины разрушают нашу психику, делается совершенно беспочвенный вывод: "Мы должны использовать все возможные психологические средства, чтобы избавиться от чувства вины и улучшить свое представление о себе".

В Библии дается прямое и точное определение нашей духовной болезни: мы не только чувствуем вину, мы виновны. И чем скорее мы искренне признаем свою вину перед Богом и обретем исцеление во Христе, тем скорее воцарится мир в наших отношениях с самими собой. От чувства вины невозможно избавиться, игнорируя его - оно исчезает, когда мы обращаемся ко Христу за всепрощением и очищением.

Какую утонченную сеть самообмана мы плетем, какими хитроумными и извращенными методами пользуемся, когда хотим сохранить уважение к самим себе! Утверждение, что вина есть не более, чем самообман - величайшая ложь, распространяемая сатаной в современном обществе. Как это ни печально, многие так называемые христианские проповедники всячески уклоняются от необходимости говорить о греховности человека, делая акцент исключительно на любви и радости веры. Но если нет греха, нет спасения; если нет спасения, нет духовного покоя! Конечно, приверженцев "Нового Века" устраивает благовествование, которое "мягче стелет". Идея несущественности вины - как раз то, в чем нуждается это сатанинское по природе учение, пропагандирующее самовозвеличение и себялюбие. Если проповедники "Нового Века" и преуспели, то не в последней степени благодаря отсутствию мужества у тех, кто в наши дни провозглашает Евангелие благодати Божьей.

Система образования представляет собой наиболее эффективное орудие формирования культуры в обществе, где образование контролируется и регулируется государственными законами. Это не ускользнуло от внимания таких пророков "Нового Века", как Мэрилин Фюргесон. В своей книге "Заговор Водолея" она пишет, что идеи "Нового Века" находят страстных пропагандистов в лице администраторов, учителей и советников американской общеобразовательной системы.

Чем более централизованным становится контроль над общеобразовательными учреждениями, тем чаще традиционные ценности дома, семьи, нравственности и патриотизма заменяются доктринами "Нового Века": идеализируется этический релятивизм; каждый должен решать сам за себя, что хорошо и что плохо; нет ничего абсолютно верного и абсолютно ложного; терпимость является всеобщим правилом. Однако к иудео-христианской системе нравственных ценностей, сформировавшей благоприятную культурную среду, в которой последователи "Нового Века" имеют право высказываться и распространять свои взгляды терпимость не проявляется.

Из учебников истории выбрасываются описания событий, стоящих во главе угла нашей цивилизации. Ничего не говорится об истории евреев и появления Библии, о Личности и деяниях Христа, игнорируется первое тысячелетие христианской истории, византийское христианство, опускается история Реформации, не упоминаются отцы-пилигримы. С другой стороны, как показал Пол Витц, в финансируемых государством учебных программах оккультизму, магии и верованиям американских индейцев уделяется во много раз больше внимания, чем иудео-христианской теме.

Слова "всемирное образование" звучат вполне невинно, и мы не задаемся вопросом, что за ними стоит. Но это не международная общеобразовательная программа, а система пропаганды философии "Нового Века". Принципа "всемирного образования" в наши дни придерживаются ведущие издательства, публикующие учебные материалы. Каковы же цели "всемирного образования"?

Во-первых, детям внушается с ранних лет не национально-политический взгляд на устройство мира, а безразличный тезис равенства и единства культур. Патриотизм не поощряется. В качестве идеологии предлагается воинствующий пацифизм. Термины "добра" и "зла" в применении к нациям выдвигаются, как спорные, относительные концепции. Так как в этой системе все мировые сообщества рассматриваются как нравственно равные одно другому - романтический взгляд на вещи, который вряд ли получил бы широкую поддержку в годы конфронтации с нацистской Германией! - христианская этика считается нежелательным препятствием на пути достижения нового мирового порядка.

Проталкивая свои общеобразовательные программы, религиозные лидеры "Нового Века" не гнушаются обманом. Дик Сатфен открыто призывает видоизменить оккультную терминологию "Нового Века" таким образом, чтобы ничего не подозревающим гражданам было "легче переварить" доктрину движения. Например, некоторые деятели "Нового Века" от образования, предложили заменить термин "медитация" словом "сосредоточение", чтобы эмоциональное отношение к нему школьников не было столь определенным.

В книге Барбары Кларк "Созревание таланта" открыто утверждается, что все упомянутые выше доктрины "Нового Века" должны пропагандироваться через систему общего образования. "Действительность есть внешняя проекция внутренних умозаключений, чувств и ожиданий". Вот такую философию образования предлагает "Новый Век" грядущему поколению.

Практическое приложение идей "Нового Века" в школах привело к нарушению конституции Соединенных Штатов (в частности, к нарушению Поправки Хэча) по меньшей мере в семи крупных городах. Поправка защищает учащихся в школах от принудительного психологического контроля. В упомянутых городах пропагандисты "Нового Века" применяли принудительное индоктринирование принципов йоги.

Из всего, что здесь было сказано по поводу образования, следует, что политическое приложение идей "Нового Века" - жизненно важная задача в глазах приверженцев движения. Политиков, распространяющих такие идеи, часто называют "трансформационалистами"; они считают, что сознание в духе "Нового Века", а следовательно, и новое миросозерцание, приведут к глобальному изменению политических доктрин. В числе практических политических задач "Нового Века" указываются необходимость защиты природы как "части нашего сознания" и пропаганды принципа женского равноправия или даже превосходства женщин. В конечном счете, считают идеологи "Нового Века", управление мировым сообществом должна взять на себя Организация Объединенных Наций.

В 1972 году Доналд Кейс основал общество "Граждан планеты" с целью пропаганды политических идей "Нового Века"; бессознательными проводниками этой пропаганды являются либерально настроенные элементы общества. "Инициатива планеты" (как называют свою программу члены общества) достигла кульминации, когда в 1983 году был созван "Конгресс планеты" в канадском городе Торонто. В манифесте, выпущенном этим съездом, в числе основных целей указываются создание единого всемирного правительства и радикальное изменение экономической системы.

Другое подобное общество, "Добрая воля мира", приобрело известность благодаря книгам Алис Бейли, которая заявляет, что ее писания были сверхъестественным образом вдохновлены неким тибетским духовным наставником. Она защищает идею божественности человека и отрицает иудео-христианский взгляд на Бога, человека и мир. Правления организаций "Граждане планеты" и "Добрая воля мира" располагаются в Нью-Йорке, непосредственно в комплексе ООН.

Конгрессмен Чарли Роуз, представитель демократической партии от штата Северная Каролина, основал "Группу Конгресса по планированию будущего" которая выступает за то, чтобы спиритам и экстрасенсам уделялось такое же внимание, как и специалистам в других областях и занимается изучением парапсихологических явлений. Роуз заявляет, что примерно четверть членов Конгресса США вовлечена в такие виды парапсихологической деятельности, как прорицание, экстрасенсорное врачевание, телепатия и телекинез. Бывший спикер Палаты представителей Джим Райт брал уроки по технике прорицания. Гуру-ясновидящая Энн Геман утверждала, что Райт обладает выдающимися экстрасенсорными способностями (см. газету "Ю.С.Ньюс энд Уорлд Рипорт" за 5 декабря 1988 г.).

Сенатор-демократ из Род-Айленда, Клейборн Пелл, председатель сенатского комитета по международным отношениям - наиболее известный в Вашингтоне пропагандист изучения экстрасенсорного восприятия и энтузиаст идей, изложенных в работах Ширли Маклейн. Более трех лет сенатор Пелл нанимает (за государственный счет) специалиста, задачей которого является оказание руководящей поддержки исследованиям в области "мирового сознания" и экстрасенсорного восприятия.

Напряженный интерес к философии и религии "Нового Века" проявляют не только на Западе, но и в коммунистических странах. На футбольном стадионе в Монголии 35 тысяч человек собрались послушать лекцию по экстрасенсорному восприятию. В 1985 году Советский Союз истратил от 70 до 350 миллионов долларов на изучение экстрасенсорных явлений; в Соединенных Штатов на те же цели за то же время было потрачено только 500 тысяч долларов. КГБ изучал возможность телепатической остановки сердца лягушки, а также возможность возбуждения в человеке ощущений боли удушья на расстоянии в 800 км.

Если этим миром будет править единое правительство, кто войдет в такое правительство? Пропагандисты "Нового Века" - Дэвид Спанглер и Уильям Ирвин Томпсон без обиняков заявляют, что наверху политической пирамиды должны находиться люди наиболее "созвучные миру духовно", т.е. те, кто исповедуют вероучение "Нового Века". Так подтверждается глубокое наблюдение Дж.К.Честертона: "Человек превращается в деспота в той степени, в какой его монотеизм превращается в монизм".

Агрессивность пропаганды идей "Нового Века" в таких сферах, как здравоохранение, образование и политика, оказывает влияние и на деловой мир. Хотя устремления восточных предшественников современного монизма были обращены за пределы реального мира, применение индуистской философии приверженцами "Нового Века" часто носит вполне материалистический характер.

Джек Розенберг, который именует себя Вернером Эрхардом с тех пор, как идеи "Нового Века" "разбудили его духовное сознание", организовал семинары "EST", которые посетило около полумиллиона людей. Сокращение "EST" расшифровывается как "Erhard Seminars Training" - "Общеобразовательные семинары Эрхарда". Слушателями на этих семинарах являются выдающиеся представители деловых кругов и специалисты, а также профессора таких деловых учебных заведений, как Гарвардская школа бизнеса, Массачусетский технологический институт и Стэнфордская школа бизнеса. За посещение этого "форума", как его называет Эрхард, слушатели платят многие сотни долларов. Целью Эрхарда является привести обучающегося "в соприкосновении с бытием", считает Эрхард, поможет бизнесменам более эффективно работать в своей области и иметь гораздо более высокий доход.

Нийл Чезанов в своей статье, опубликованной в журнале "Новые женщины", описывает, что происходит на этих семинарах, представляющих собой ускоренное индоктринирование идей разрыва эмоциональных связей индивидуальности с внешним Богом и освобождения от объективной системы нравственных ценностей. Здесь мы снова встречаемся со знакомыми доктринами "Нового Века" - "все сущее едино", "действительность есть наше личное представление", "мы ответственны только перед самими собой", "эффективность есть следствие соприкосновения с единством бытия, а не мыслительного процесса". С 1984 года количество семинаров Эрхарда значительно возросло благодаря рекламной кампании, предпринятой его организацией "Трансформэйшнл технолоджиз, инкорпорейтед". Эрхард продал уже много лицензий на проведение семинаров по его методу; лицензия стоит 20 тысяч долларов с уплатой 8 процентов годового дохода в течение последующих 5 лет.

Опрос восьмисот управляющих отделами кадров показал, что значительное их число (около 14 процентов) считает методы "Нового Века" эффективными в сфере управления человеческими ресурсами. То же исследование подтвердило общую заинтересованность менеджеров мировоззрением, стоящим за этими методами.

 

Оценка принципов движения "Новый век" с библейских позиций

(1) Для христианина невозможно отступить от основного библейского определения Бога, данного в книге Бытия 1:1 - "В начале сотворил Бог небо и землю". Попытка "нововековцев", пускай и бессознательная, отрицать эту предпосылку разрушает изначальную основу знания и душевного здоровья. Не различая Творца и Его творения, мы остаемся наедине с бессмысленной вселенной, в которой нет никакого предустановленного порядка. Единственная мировая закономерность, допускаемая доктриной "Нового Века", есть закономерность, деспотически навязанная силой.

(2) Бессмысленность отрицания Творца подтверждается логическим следствием такой установки: нет Творца, нет и данного нам Богом нравственного закона. Человечество повергается в безнадежный нравственный хаос. Без нравственной ответственности перед Творцом не остается ничего, кроме ответственности перед самим собой - и проповедники "Нового Века" согласны с таким положением. Для них закон становится шуткой, а животные побуждения - законом. Приверженцев "Нового Века" не пугает такое рассуждение, потому что, вопреки фактам и наблюдениям, они продолжают романтически верить в "добрую природу" человека, что бы ни подразумевалось под этими словами. На самом же деле о "добре" в человеке может говорить только тот, кто воспринял иудео-христианскую систему нравственных ценностей, ибо только в такой системе слова "добро" и "зло" имеют определенный смысл.

(3) Так как, согласно учению "Нового Века", действительность является лишь проекцией нашего сознания, в искуплении грехов нет нужды. Учение о греховности человека рассматривается как вредное, вызывающее негативное самоотношение. Следовательно все, что нам нужно - это восстановить в себе уважение к собственной персоне. Христос не мог умереть за чьи-либо грехи, говорят нам "нововековцы" потому что Христос - всего лишь архетипический* персонаж вроде Будды. Мы все стремимся стать похожими на Христа и Будду, - заявляют они. Христос и Будда, однако, занимали радикально противоположные позиции. Будда учил: "Зависимость от любого бога - болезнь".

(4) Процесс уподобления Христу (или Будде) для "нововековцев" - это процесс приобретения "все лучшей кармы" посредством множества перевоплощений. Перевоплощение, однако, является чисто умственным построением, не имеющим под собой никакого фактического основания. С другой стороны, историческое свидетельство воскрешения Христа из мертвых подтверждено более чем достаточным числом фактов (см. Рим.4:25).

(5) Последователи "Нового Века" рассматривают историю человеческого общества как грандиозную программу эволюции, как движение к великому будущему. Эта теория принимается ими как неоспоримая аксиома. Объективное научное исследование, однако, показывает, что наш мир, вместо того, чтобы становиться лучше, находится в состоянии постоянного разрушения. Человеческое общество также становится все более и более разрушительным и жестоким (см.Тим.3:13), неспособным обращать во благо достижения технического прогресса.

О чем следует помнить при встрече с представителем движения "Новый Век"?

(1) Приверженцы "Нового Века" непохожи друг на друга. Одни ведут себя воинственно и, возможно, одержимы бесами - они явно настроены против окружающей их цивилизации и стремятся уничтожать добро, исходя из чисто сатанической ненависти к нему. Но таких, скорее всего, меньшинство. Большинство составляют жертвы пропаганды отчаяния. Они разочаровались в жизни. Они вообще не были в церкви или посещали ее редко. Их представления о христианском Евангелии смутны или полностью искажены. Такие люди становятся легкой добычей проповедников культов вообще, а в наше время - проповедников "Нового Века" в особенности. Для христианина любовь всегда является руководящим принципом.

Продолжение:<



Пишите нам


Сайт не стоит на месте. Мы планируем размещать больше материалов о различных ересях в мире, и вы можете помочь нам в этом. Присылайте нам ваши замечания, предложения, все что посчитаете нужным. Если вы с чем-то не согласны, тоже пишите, будем рады помочь. Сайт будет расти только благодаря вам! Так что пишите: Калкавура Игорь
 
RO
EN