35 доказательств существования Бога
Ричард Вурмбранд
- Размышления заключенного -
Однажды некий философ обратился к Бердичевскому рави Леви-Ийтцаку с аргументами опровергающими существование Бога. Глубоко погрузившись в размышление, рави долго слушал его и вдруг прямо глядя в глаза своему собеседнику тихо сказал следующее: "А что если все-таки в конце концов выяснится, что Бог реальность? Ответьте мне пожалуйста, какие меры Вы намереваетесь предпринять в таком случае?"
Эти простые слова тронули философа больше, чем все до сих пор слышанные им доводы в защиту религии. Теперь он ясно увидел, что находится в опасности и тут же уверовал, также он впервые почувствовал полную ответственность за свои поступки перед реально существующим божеством и свою немощность.
Представитель одного цистерцианского монастыря давал по итальянскому телевидению интервью. Цистерцианцы - римско-католические монахи, обитающие в одиночных камерах в абсолютном молчании. Даже при встречах они не разговаривают друг с другом. И это молчание нарушается ими лишь во время исповеди или при общем пении в храме.
Репортер спросил священника: "представьте себе следующую ситуацию, что в конце Вашей жизни Вы вдруг придете к выводу, что атеизм прав в своем утверждении и Бог действительно лишь выдумка. Какое у вас тогда будет чувство? "
В ответ духовник сказал: "Святость, молчание и самопожертвование - это уже сокровище без обещания вознаграждения. Даже при таких обстоятельствах моя жизнь, была бы прожита напрасно."
***
Невежде подарили часы, первые часы в его жизни. Он очень гордился ими до тех пор, пока однажды к своему удивлению обнаружил, что часы идут не точно. Не долго думая, он снял с часов стрелки и отнес их к часовщику на ремонт. "Мне нужны часы целиком", - возмутился мастер. "Вы хотите часы в целом, чтобы взять с меня больше денег за работу, но часы в полном порядке, лишь только стрелки нуждаются в починке", раздраженно заявил бедняга.
Разрешение проблематики в повседневной жизни человека также нельзя проводить, не затрагивая вопроса в целом. Метод лечения в основу которого входит дух, душа и тело называется в медицине психозоматикой. Хороший врач лечит не язву, а ее причину.
При разрешении проблем общества, в первую очередь человек должен рассматриваться как личность, иначе неудача запрограммирована.
Человек не представляет собой необитаемый остров, изолированный от семьи, общества и Вселенной. Чувство принадлежность к чему или к кому-либо важно не только для нашего здоровья, но и является одновременно неоспоримым фактором существования.
Весь вопрос состоит только в том, кому мы принадлежим, существует ли еще кто-нибудь выше нас? Есть ли вообще Бог, которому принадлежим? Мы с вами попробуем подойти к этому вопросу нейтрально, т.е. без предпочтения позиции религии или атеизма.
Попытка разрешить задачу одним способом может кончиться провалом. Только тот, кто применяет всевозможные варианты видит вещи объективно. Односторонние люди всегда блуждают во тьме.
Ленин сказал однажды: "Чтобы разрешить стоящую перед нами задачу, мы должны рассмотреть и продумать всевозможные варианты и перспективы этого вопроса. Стопроцентно достичь нам этого никогда не удастся, но сделанные при этом усилия, необходимость учитывать все стороны, предохраняет нас от заблуждения и самообмана".
Исходя из этого можно сказать, что коммунистические страны поступают противоречиво и не по-ленински, если они для чтения допускают только атеистическую литературу. Совсем иначе в странах свободного мира, где в продаже находятся как религиозные, так и антирелигиозные книги.
Мао писал: "Если смотреть на вещи только с одной точки зрения, это значит думать абсолютно и видеть проблему метафизически." Поскольку коммунисты являются врагами метафизики, поэтому им следует дать право на свободу мысли.
Одна старая поговорка говорит: "Боже упаси нас от человека, который читает только одну книгу, даже если бы этой книгой оказалась Библия."
Лягушка сказала как-то сидя на дне колодца: "Небо не больше чем отверстие этого колодца." Лягушка была бы совершенно права, если бы она сказала: "Кусочек неба который я вижу из моего положения, размером не больше, чем отверстие этого колодца."
Небо, которое атеисты видят с их точки зрения, не может иметь Бога, как "небо" некоторых узко мыслящих верующих мешает в свою очередь им понять позицию атеиста. Но даже небо, которое мы ежедневно видим в природе гораздо больше, чем мы можем себе представить.
Слепой живет в мире без живописи; глухой не слышит звуков музыки; эскимос не в состоянии представить себе дождя или палящее солнце тропиков; дикари не имеют представления о функции мотора. Они просто не в состоянии умственно переработать эти вещи.
Может быть атеисты слепы в той части мировоззрения, которую мы называем Богом, как верующие иногда не состоянии понять обстоятельства затрудняющие поиски Бога для неверующих.
Христиане должны понять, что не только Бог, но и атеизм является фактом. Значит должны иметься серьезные причины для его существования.
За минувшие столетия наше представление о Вселенной и Земле, как центре космоса, изменилось.
Мы сегодня знаем, что звезда НЦГ 62822 (записанная под этим номером в Новый Общий каталог) находится от нас на расстоянии 4,5 квинтиллионов световых лет и диаметр только нашей галактики равен 1.800.000.000.000.000.000 световых лет. Наша духовная вселенная тоже гораздо больше, чем мы себе это можем представить.
Давайте расширим наш горизонт и поговорим в отличии от мудрости прошлых веков на уровне знания сегодняшнего времени о вере в Бога и атеизма.
***
Итальянский писатель Дино Буццати рассказывает следующую легенду: "Ангел смерти Иблис явился Эйнштейну во время его работы над теорией относительности и говорит ему: "Твой срок истек. Следуй за мной в другой мир". Эйнштейн выпросил у ангела один месяц, в течении которого намеревался закончить свой труд. Дарованный месяц вскоре прошел и Эйнштейн выпросил себе еще один.
Наконец закончив работу и верный своему обещанию одной декабрьской ночью он пришел в парк на встречу с ангелом смерти. Он больше и мысли не терял о успехе, погоне за славой, деньгами и тщеславии. Эйнштейн довольствовался тем, что послужил науке. Иблис спросил его:
- Ты закончил свою работу?
- Да - ответил ученый.
- Тогда ты мне больше не нужен. Я только лишь хотел напугать тебя мыслью о предстоящей смерти, чтобы ты быстрее закончил свою книгу. На самом деле я посланник дьявола. Я конечно знаю, что ты трудился от всего сердца. Но на основании твоего открытия будут сооружены ракеты, бомбы и спутники при помощи которых Земля и все живущие на ней люди будут уничтожены."
Мы способствуем и поощряем продвижению лженауки, продуктом которой является не правда и любовь, а дело зла. "Быстрее, еще быстрее" - это наш девиз.
Сатана не хочет, чтобы мы тратили слишком много времени на серьезные размышления. Он ненавидит глубину мысли. "Не посылай нас в бездну", - просили бесы Иисуса Христа в Евангелии от Луки 8:31.
В этом то как раз бесы и отличаются от Бога, который не терпит легкомыслия и не боится тонкостей и досконального анализа дела. (Псалом 17:11 и 138:8-10).
"Спешите, быстрее" - подгоняет сатана. "Стройте дома, города, государства, империи, культурные, политические и научные учреждения, церкви и миссии. Творите великое и делайте это немедленно. Не теряйте времени на детали и тонкости. Тем самым вы поможете мне разжечь огонь для всемирного истребления, в пользу антихриста и его войска, против творения Божьего, от которого ничего не останется. Наша сатанинская армия останется невредимой и тогда Бог вынужден будет вновь принять нас, но уже на наших условиях заключить перемирие".
***
Эта книга написана для людей, которые подобно человеку, собравшемуся строить дом или царю идущему на войну против другого царя. Сначала садятся и вычисляют издержки и обстановку сложившегося положения, как нас этому учил Иисус Христос. (Луки 14:28-31).
Годами я сидел неподвижно, закованный в тяжелые цепи, в камере одиночного тюремного заключения. Лишенный возможности читать или писать, даже поговорить и поделиться мыслями, я вынужден был думать и углубляться в размышление. Молчи и прислушивайся.
Некоторые верят в Бога, другие опять-таки не верят. Одни советуют другим верить или не верить. В Иране Комейни казнит людей за то, что они не верят в Бога. В Советском Союзе коммунисты в свою очередь убивали людей за веру в Бога.
Поэтому вопрос о существовании Бога не является одним их легких. Если это было бы так просто, то эта проблема была бы уже давно разрешена.
Вся загвоздка в слове "Бог", хотя по отношению понятия этого слова существует единогласие. Прежде чем мы говорим "я утверждаю" или "я отрицаю", "мне все равно", "меня это не интересует", "я верю", "я не верю", "я люблю его" или "я ненавижу его" мы имеем в виду существо, чье существование мы тем самым признаем, отрицаем или совершенно игнорируем.
Полное согласие друг с другом мы достигаем уже прежде, чем начать говорить, даже прежде, чем сказать про себя. Давайте оставим слова и разногласия между людьми исчезнут.
Истинная, настоящая речь не нуждается в словах. В еврейском языке не существует выражения "слово"; вместо него употребляется слово "давар", означающее "действительность" или "причина". Наша речь не служит в первую очередь для передачи действительности или раскрытия причины. Поэтому наши слова являются хрупкими сосудами, часто тонущими в мелководье недоразумений и разногласий. Разумные слова рождаются в глубоком молчании.
Действительность превосходит все ссоры. Действительность превосходит даже позиции "за" или "против" правды. Если это Бог, то Он может сам постоять за себя.
Даже говорящие в защиту Бога, часто говорят много лишнего. При этом они не замечают, когда начинают говорить о Его качествах. Качество, атрибуты. Латинское слово "атрибут" означает приписывать кому-нибудь что-либо. Само слово "атрибут" говорит за себя, что речь уже идет не о Боге какой Он есть на самом деле. Если Он существует, то Он таков, как Он есть (Исход 3:14), а не как мы себе Его представляем и говорим о Нем.
"А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицом Его" (Аввакум 2:20), говорит Священное Писание. Только одинокие могут сказать правду, когда они говоря о Боге изредка нарушают молчание.
Истина весьма постижима, но только людьми без темных очков. Правда может только тогда пережить, если она невредимо перешагнет через все разделяющие ее национальные и культурные границы.
***
Иногда на языках коренных жителей джунглей нельзя передать такие понятия, как "Бог есть любовь" или "Бог свят", потому что в их речи не существует слово "любовь" или "святой".
Для коренных жителей Австралии слова "Дух Святой" переводятся на их примитивный язык, как "добрый знахарь" или "колдун на небесах". Следовательно верующие коренные жители молятся во имя "Отца и Сына и доброго, милого знахаря колдуна". А эскимосы, например, не знают слова "ссора", т.к. они живут в зоне вечного холода, никто не хочет рисковать из-за какого-нибудь пустякового раздора заболеть воспалением легких. Поэтому на их языке им нельзя объяснить, что Бог враждует с грешником.
Еще несколько лет тому назад китайская письменность пользовалась одним и тем же символом для местоимений "он" или "она". Бог "Он" или "Она"? В христианстве Запада есть люди, которые хотели бы вычеркнуть из Библии все мужские стороны Бога. Такую роскошь можно позволить себе только на Западе. Дискутировать об этом в Китае немыслимо.
Только люди с острым зрением могут познать правду. Но большинство людей носят еще более темные очки, чем солнечные. У них вместо очков повязки на глазах, как их носят заключенные в коммунистических тюрьмах, они совсем ничего не видят.
Поэтому необходимо снять повязки и темные очки. Но и сами глаза нужно исцелить. "Глазную мазью помажь глаза твои, чтобы видеть" (Откр.3:18) говорит Иисус. Только вполне здоровый глаз может воспринять настоящее.
И эта действительность превосходит все раздоры. В талмуде, священной книге евреев, говорится, что однажды рави Шамаи и Рави Гиллел спорили о том, кто больше прав в изложении стиха Священного Писания, пока раздался голос с неба: "Это слова вечного Бога".
Чтобы достичь правды нам надо остерегаться капканов собственного убеждения и опасаться ловушек злоумышления.
Представления о Боге весьма различны.
Многие верят в Бога, как в "великого мастера-строителя вселенной". Это очень нейтральное понятие. Каждый прав на свой лад: евреи, христиане, мусульмане и буддисты.
Некоторые совсем не имеют никакого исповедания. И это не потому, что у них нет собственного мнения, но они категорически отказываются от него.
Лессинг писал: "Если бы Бог держал в правой руке правду, а в левой истинное, вечное стремление к правде с условием, что второе меня постоянно будет вводить в заблуждение и сказал бы мне: "Выбирай", то я бы смиренно припал к левой и ответила: "Отче, дай мне это. Истинная правда подобает лишь тебе одному" (Г. Е. Лессинг, дублик. 1977 (Сбор. Соч. 100).
Каждый здравый человек желает точно знать какая пища для него полезна, а какая вредная, какое лекарство исцелит его или ухудшит состояние его здоровья. В математике и других областях науки мы ищем истину. А что касается религии, многие заявляют: "Она нам не нужна. Никакого исповедания и значит никакой ясности в вопросе религии". Они верят в своего "великого мастера-строителя вселенной", который очевидно не в состоянии заявить о себе.
Всякий кто скажет "Я отказываюсь от возможности и не желаю постичь истинную правду", - тем самым заявляет: "Я пришел к окончательному выводу о истине и желаю, чтобы все об этом знали, что на самом деле истинной правды не бывает". Итак мы снова прибыли к исходному положению.
Истинная правда существует. Не было бы искренней с нашей стороны идти на поиски этой конечной истины, чем довольствоваться выводом, что конечной правды не бывает.
***
На вопрос существует ли Бог, атеист бы ответил: "Разумный человек верит в то что он видит".
Если тогда атеиста попросить точного разъяснения этого вопроса, он несомненно изменит свою аргументацию. Очевидно он тоже верит, что солнце существует даже когда оно не светит, верит в любовь даже когда он ее не ощущает: в свой разум которого не видит. Он верит утверждениям ученых о галактиках или микрочастицах, а также объяснения историков о прошедших событиях. Он тогда сделает поправку следующим образом: "Разумный человек верит только в то, что он сам или другие могут видеть. Мало кто имеет доступ к атомным установкам или гигантским планетариям, но многие видели эти сооружения поэтому и я могу верить в это".
Тогда верующие могут ответить: "Мы находимся в таком положении. Мало кто может сказать о себе, что он свят или чист сердцем, что является необходимым условием, чтобы узреть Бога. Некоторые видели Бога. Например, древние пророки говорят, что они видели Его. Иисус говорил, что Он посланник от Бога. Многие святые видели Его в видениях. Поэтому и мы можем верить в это."
Мне известно, что существует страна Тибет, хотя я в моей жизни еще не видел ее. Мне также известно, что некоторые люди очень добры, хотя только слышал от других это. Я верю, что Бог существует, хотя сам никогда его не видел.
Сколько свидетелей мы можем привести в доказательство, что Ганнибал и Чингисхан когда-то жили? Не так уж много, но все равно мы не сомневаемся в этом. О существовании Бога свидетелей гораздо больше.
Ночью мы видим множество звезд на небе. Но они исчезают из поля нашего зрения, когда восходит солнце. Можем мы поэтому утверждать, что днем на небе звезд нет?
Возможно мы проходим через ночь невежества в тот момент, когда утверждаем, что не видели Бога. Только поэтому еще рано говорить, что Он вовсе не существует. Проверь еще раз тщательно не мешает ли какого-нибудь рода антипатия тебе поверить в Бога. Ужасное творилось во имя Бога и много больших глупостей проповедовалось и писалось под знаком откровения. "Бог" - это на самом деле оскверненное человеческое слово. Во имя Его чудовища объявлялись святыней. Во имя Его велись религиозные войны и нередко самые острые и ожесточенные. Во имя Его проводились инквизиции. У фашистских солдат на пряжках ремней было написано "Бог с нами".
Поэтому верующие никогда не призывают к слову "Бог", а к Существу, которое именуется Богом. Очень важно уметь тщательно различать между словом и существом. Кто не в состоянии понять эту разницу, тот не способен разумно думать.
***
В нашей речи мы употребляем множество различных несоответствующих обозначений. Такое выражение как "вера в Бога" тоже может быть ошибочным. Под "Богом" мы подразумеваем истинного Бога, а не вымысел нашей фантазии.
В терминологии, в физике и в химии невозможно точно передать свойства элементов встречающихся в природе. В природе не бывает чистого железа, золота или урана. Существует лишь смешанный состав полезных ископаемых, который при помощи применения методов разработанных учеными для облагораживания металлов приводит к окончательному результату.
Ученые открывают микроскопические свойства материи при помощи специального оборудования, которые в свою очередь состоит из мелких частиц атома. Описания микроскопического мира терминами микронауки влияет на наше мировоззрение, как попытка понять поведение ребенка, измеряя его масштабом взрослого. На своем самом дифференциальном уровне наука уже не рассматривает природу независимо от наблюдателя. Она теперь постоянно находится в непосредственной зависимости от наших экспериментов и измерений.
Чтобы подвергнуть бактерии наблюдению под микроскопом мы должны их сперва приготовить для этого эксперимента. Это значит, что их поведение под нашим наблюдением не является типичным для бактерий находящихся в обычной среде. Поведение и свойства элементарных частиц знакомы нам из наших реакторов. Как они ведут себя в природе, где они находятся вне расстрела протонами в наших реакторах, сказать никто не в состоянии.
Мы не анализируем конструкцию постройки, бросая в него бомбу. Протон же в свою очередь имеет для некоторых элементарных частиц величину и свойства равносильные снаряду. Под нашим наблюдением они находятся в трансформированном раздробленном и разрушенном состоянии. Они представляются нам не в их первоначальном виде, а похожи больше на "развалины".
То же самое развитие происходит в царствии Божием. Прежде всего существует просто Бог. Потом есть Бог, каким Он является нам, или мы молимся Ему, служим или ненавидим Его. Еще мы знаем Бога, каким Его видели и писали про Него пророки. Они старались на простом языке передать происходящее вокруг их, о чем до сегодняшнего дня в словарях нет заметок. И эту Божественную реальность они хотели передать тем, кто был другого мнения.
Существует правда, но еще есть правда о правде, которая для того, чтобы быть понятой людьми и противодействовать лжи, приспособляется, видоизменяется и смягчается. Далее существует изложение правды о правде в легко понятной форме для разного уровня, чтобы даже дети, невежды, глупые, простые люди и гении - не говоря уже о людях различного происхождения, говорящих на разных языках, могли понять ее. Все это вместе становится тогда правдой о правде. Назвать ее просто "правдой" ложное выражение, только правда является настоящей правдой, а не то, что сделали из нее люди, подгоняя ее под свои понятия.
Кто может постигнуть ее? Кто знает о ней достаточно, чтобы осмелиться отрицать ее? Она превосходит все наши позиции и спекуляции.
Индуизм делает разницу между "Брамой-Сагуной" и "Брамой-Ниргуной", между Богом с приписанными к нему свойствами и Богом каким Он есть на самом деле, без всяких атрибутов.
Отражающееся на поверхности озера солнце искажается при движении волн. Наше отношение к правде о правде мрачнеет подобным образом, но солнце на склоне неба остается тоже самое. Ищи "Браму-Ниргуну" Бога, какой Он есть, единственного, царствующего в полной тиши и спокойствии.
Он не подается влиянию его творения. В старинных "Брхад-Араньака-Упанишаде" некий Яжнавалки называет Его "Нети, нети" (ни то, ни се). В Библии Он называет себя "Я есмь Сущий" (Исх.3:14), не то, что думают люди каков я есть ли каким они меня хотят видеть. Каббала называет Его "Эин" (не быть) в том смысле, что Он никогда не является таким, как мы предполагаем.
Один ученик спросил как-то мудрого Баву: "Кто есть Бог?" Учитель долго молчал. Ученик повторил вопрос еще несколько раз, но из уст старца не последовало ответа. Наконец мудрец ответил: "Я все время отвечаю тебе кто Бог, но ты не понимаешь меня. Бог - молчание."
Он создатель, содержатель а также истребитель всего творения ради создания нового. Он исполняет свои намерения, а не наши желания и прихоти. Мастер Экхарт говорит: "Если ты ищешь что-то для себя ты никогда не найдешь Бога, потому что ты превращаешь Бога в свечу с которой ты хочешь что-то найти. Когда найдешь желаемое ты выбросишь ее. Некоторые люди любят Бога как корову из-за молока, сыра и выгоды."
Не желай от Него ничего, только стой перед Ним в безмолвном созерцании. Не ожидай даже быть принятым! Каждый кто думает, что Он оставил его на произвол судьбы может быть уверен, что он не забыт. Брошенные на произвол судьбы и не подозревают, что у него лишь один.