***
Мы ищем представления о добром и справедливом существе. Одни верят, что оно соответствует действительности, а другие не верят.
Почему бы нам не попытаться сделать Бога существующим?
Было время, когда не было ни технологии, ни мгновенной коммуникации по всему земному шару, ни модерной медицины, ни демократических или социалистических стран, капиталистического и рабочего класса, как гигантской силы. Мы не могли ни летать, ни плавать под водой. Но мы желали всего этого и добились. Но есть идеальное представление о том, какой должна быть духовная личность. Давайте постараемся быть подобными этому идеалу. Ведь в других сферах мы воплотили мечты в реальность. Последуем совету раввина. Если Бога нет, давайте делать то, что делал бы Бог если бы Он существовал. Мы быстро поймем что Ленин был прав: восставая против таких попыток. Рано или поздно они познают истинного Бога.
Какой парадокс! Мы обнаруживаем что религия имеет очень много общего с атеизмом. Бог, которому поклоняются религиозники удивительно похож на того, которого отрицают атеисты.
Средневековый мистик Мастер Экхард выразился однажды так: "Истинно святой человек настолько соединен с Богом, что он уже не думает о Боге и не ищет Его вне себя."
Христианский мыслитель второго века Маноим писал: "Оставьте поиски Бога в творении и в других вещах. Ищите Его в себе. Узнавай себя, кто тебя называет своим и говорит "Мой Бог, мой разум, моя мысль, моя душа, мое тело." Познайте источники печали, радости, любви, ненависти... Если будете тщательно расследовать эти вещи вы найдете Бога в себе".
Эйнштейн говорил: "Реальность - это одно электромагнитное поле". Есть только одна реальность. То, что кажется множеством на самом деле только многосторонность одной и той же действительности. Гауризанкар и Эверест оказались одной и той же горной вершиной, видимой из разных долин.
В индусских храмах можно встретить надпись "Брама единственный и нет второго". Эти же слова поются в еврейских синагогах "Он единственный и нет второго".
В этом отношении между атеизмом и религией есть сходство, есть только одна реальность. Мы все почитаем "одну". Атеисты говорят "материя одна и не имеется другого", дух качество материи, формирующийся внутри человеческого мозга".
Мы говорим "Бог один и без Него ничего не существует". Конечно, был Апостол Павел, он теперь во славе, потому что он мог сказать о себе "я ничто". Только "ничто" имеет жизнь рядом с Ним.
Священник Максимилиан Кольбе, погибший во время нацистского террора в Аушвице, сказал: "Я хотел бы жизнь свою прожить незаметно, не оставив после себя и следа".
В отличии от камней и колючек, которые ранят ноги, кто на них наступает, Божий избранный народ подобен песку, который пассивно поддается стопам мира, не причиняя никому вреда.
"Когда Бог наполняет сердца людей Своей любовью, Он бросает груду "своего" в ветры несуществования" (Кивайя Ансари).
Бог сотворил и все существует и через Его власть. "Ибо мы Им живем и движемся и существуем" (Д.Ап.17:28).
Только Он воистину существует. Язык заставляет меня говорить меня говорить о себе "я", но только Бог имеет право произносить это слово. Я существую только "в Нем". Ученые, как религиозники, так и атеисты, согласны с тем, что "есть только ОДИН". Кто же Он такой?
Некоторые говорят "я живу" в их "я" не остается места для существования кого-то другого. Сталин запретил существование не только Бога, но и своих ближайших соратников. Троцкий, Зиновьев, Ягода - все должны были умереть, чтобы его "я" могло оставаться одним.
Подобно этому две тысячи лет назад в Палестине был принесен в жертву людьми своенравному эгоизму Иисус. Их разум мог приспособиться к Его мудрому поведению.
Печально то, что люди, верующие только в себя, уничтожают в себе всякую мысль, которая не соответствует их основному "я".
Христианская мысль противоположна этой: лишь Бог живет. Апостол Павел мог писать: "И я уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:20).
Верующая душа говорит о своем женихе: "Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему" (Песни песен: 16) "Он мой и я Его". По-еврейски слово "его" - ло, которое означает также "нет". Перевод мог бы звучать и так: "Мой возлюбленный мой, а я нет". (В письменности делается различие, но устная речь предшествовала письменности. В разговорной речи это одно и то же слово.)
Значит мы, христиане, не нуждаемся в существовании. Какую пользу приносит собственная жизнь, если он познал Бога?
Итак, мы согласились: есть только один или одно. Кто же этот один или одно? Материя ли, которая сгустилась в человеческий мозг и воображает, что нет Бога или это Бог, сотворивший материю и жизнь, хранит все творение Своим присутствием?
Не удивительно, что некоторые цивилизованные люди отождествляют себя с материей. Наша цивилизация поверхностна. Дикари отождествляются со своими тотемами, которые по крайней мере реальны. Но что такое материя? Согласно с конечным представлением Эйнштейна - это кривая континуума пространства времени.
Как бессмысленно отождествлять себя только с такой кривой! Мы, верующие наоборот стремимся к единству с Богом, дающим смысл и цель нашей жизни.
Что же лучше? Кто прав?
***
Птичка увидела однажды лесной пожар. Полная сострадания к животным и к красоте, что будет уничтожена, она решила потушить огонь. Полетев к отдаленному озеру и наполнив клюв водой возвратилась, чтобы выбрызнуть ее по капельке на пылающий лес. Но через несколько часов упала мертвой от изнеможения.
Ни малое стадо Христово, ни я сам, ни на минутку не воображаем, что мы сможем погасить огонь атеизма и лжерелигии. Этот огонь исходит из глубокого источника. Я не верю, что атеизм означает оставление Бога, а скорее противиться Ему до такой степени, пока не оставит человека. Для того, чтобы привести атеистов к свету, нужно бороться с ангелами Божьими, которые несут им погибель.
Я пишу только из-за глубокой боли в сердце. И все же - откуда малые уста почерпнут красноречия, чтобы говорить о великом море?
***
Один человек из Чу, по имени Пиэнхо, нашел в горах кусок неотшлифованного драгоценного камня. Он принес его домой и показал императору Ву. Император поручил ювелиру оценить камень. "Это простой камень", - сказал ювелир. Тогда император, думая, что Пиэнхо обманщик, приказал отрубить ему левую ногу.
Когда император Ву умер и на престоле сел Вен, Пиэнхо снова показал камень императору, который в свою очередь показал его ювелиру для оценки. Ювелир опять сказал, что это простой камень. Император, принимая Пиэнхо за жулика приказал отрубить ему правую ногу.
Умер император Вен и Чанг стал императором. Пиэнхо, взяв в руки камень, отправился к подножию гор Жо и плакал там в течении трех дней и трех ночей, пока его слезы иссякли и вместо них потекла кровь.
Услышав об этом, император послал служителей узнать причину этого плача. Они спросили: "В мире столько безногих людей, почему же ты так горько плачешь?" Пиэнхо ответил: "Я не плачу потому что потерял ноги, а потому что агат был назван камнем, и потому что честного человека посчитали обманщиком. Вот поэтому я горюю".
Император велел ювелиру отшлифовать камень, и оказалось, что это действительно драгоценный камень и он был назван "Агат Пиэнхо".
***
Библия запрещает людям защищать Бога. Некий человек, который хотел подпереть предмет поклонения евреев - святой ковчег завета - думая, что ему грозит падение, был на месте поражен смертью (2Цар.6:6,7). Апостол Петр услышал упрек от Иисуса, когда вытащил меч, чтобы защитить своего Господа от врагов: "Возврати меч твой в его место, ибо все взявшие меч, мечем погибнут" (Мф. 26:52).
Мы, христиане, не в обиде на атеистов, но у нас болит сердце, когда мы видим как низко ценится драгоценный жемчуг веры в глазах мира сего. Нам хочется защитить этот драгоценный жемчуг. Поэтому я пишу эти строки.
В свое время эта будет переведена на языки коммунистических стран и доставлена тайно через границы. В то время, когда атеизм является признанной религией коммунистов, в свободном мире атеизм и антирелигиозность также стали пользоваться большой популярностью.
Обратите ваше внимание на следующую статистику: из 100 английских детей только около 34 знают начало молитвы "Отче наш", а 17 не знают доже и того. Около 40% представления не имеют об Иисусе Христе, а 7% ничего не знают о празднике Пятидесятницы. Из 340 девочек одной конфессиональной школы в Нюрнберге 85 могли назвать свое созвездие, а всего лишь 5 знали 10 Заповедей. В Париже 5% населения посещает богослужения. А в Лондоне лишь 3% (Х.Хейнц "Вера и вечность", издательство Вегвайзер).
Дело не в том, что люди не верят в Бога, а в том, что они даже не заинтересованы разузнать, существует Он или нет. В результате чего человечество стало примитивным и равнодушным, что и является самым большим злом и ядом нашего времени.
В некоторых районах земли живут племена дикарей, у которых нет ни малейшего представления о ближайшем будущем. Половодье не интересует их до тех пор, пока не унесет их хижины. Еще меньше их интересует небо или ад. Мышь без толку пугать тигром, она в итоге остерегается лишь кошек.
В духовном смысле современный человек стал очень похожим на мышь. Еще никогда до сего времени жизнь не была столь сложной и угрожающей. Но никто не возьмет себе времени, чтобы в тиши поразмыслить и взяться за решение волнующих нас вопросов.
Один европеец пригласил как-то двух вождей диких племен прокатить их в своем автомобиле. К концу первого дня они сказали: "Телами мы уехали далеко, но наши души не могли за нами угнаться. Теперь надо подождать, пока они нас догонят".
За последние 40-50 лет человечество достигло больших успехов науки и техники. В политике и экономике также не обошлось без веских изменений. Мы еще не совсем приспособились к этим новым условиям.
Поэтому я хочу предложить тебе: "Остановись и подумай, что осталось от бывших хороших качеств? Где ты собираешься проводить вечность? Что тебе надо еще привести в порядок? Какое значение имеет для тебя вопрос о существовании Бога?"
У некоторых людей идеальная жизнь состоит только из еды, питья и сексуальности. Некоторые идут дальше чисто чувственного удовлетворения, они не только наслаждаются этими вещами, но философствуют о них. Таковы материалистические мыслители. Еще другие идут дальше этого: они философствуют о материалистической философии и живут предположением, что реальность это только материя.
В Евангелии говорится, что когда-то в Гадарине тысячи свиней, в которых вошли бесы, бросились в крутизны в море и потонули. Легенда добавляет: "Одна единственная свинья уцелела. Она остановилась на секунду и подумала: "Что заставляет меня бежать? Что мне делать в море? Разве я не потону?"
Я призываю всех атеистов остановиться и спросить себя: "Почему так много отрицаний? Может быть я обманываю самого себя? Не лучше ли спокойно проверить нет ли другой реальности, кроме материи?"
Так или иначе, какими бы ни были их взгляды о Боге, материалист должны задать себе вопрос во что материальное они действительно верят.
Например, цвет не в самих вещах, ни в глазах того, кто смотрит. Цвет появляется тогда, когда, например, возбуждающе красный цвет колебания реагируют на воспринимающий красное глаз.
То же самое верно и в отношении других материальных вещей. Если старательно вникать в материю, она проскальзывает сквозь пальцы. Мы должны подниматься выше материи, а именно к Творцу.
Если мы можем постигать дух человека, несомненно мы сможем и какой-то мере понять то, что выше него. Дух человека лежит за пределами только прикосновения, обоняния, вкуса или взора. Он познается по его действиям. Поскольку вселенная полна действия не только человеческого происхождения, давайте поднимемся выше.
***
Ленин писал: "Все актуальные религии и церкви, все религиозные организации являются в понимании марксистов органами буржуазных реакционеров и служат на защиту эксплуатации и усыпления рабочего класса".
После более шестидесяти лет со дня большевистской революции в России все еще есть и религия, и церкви. Кому служат они сегодня?
Россия не может больше показывать пальцем на реакционеров, их всех расстреляли. Антисоциалисты и эксплуатация рабочего класса наверное уже давным-давно уничтожены марксистским "освободителями" и "благодетелями". Откуда же эта продолжающаяся заинтересованность в религии? Кто, кроме "органов буржуазной реакции" поддерживает церкви и религиозные организации? Кто кроется за религией?
Может ли это быть реальность Самого Бога?
***
Атеисты спрашивают: "К чему все эти диспуты? Если Бог есть, Он, конечно, может открыть Себя. Никто не сомневается в существовании американского президента, потому что все могут видеть его по телевидению. Если бы Бог явил Себя так же явно, как и президент, кто усомнился бы в Его существовании?"
Автор этой книги провел много лет в коммунистических тюрьмах. Мне трудно делиться моими переживаниями с теми, кто никогда не был в тюрьме, не говоря уже о тех ужасных обстоятельствах, в которых я находился.
Даже ужасы нацизма отвергаются при всех явных доказательствах, потому что человек не может нести тяжести сознания, что он принадлежит к такому преступному роду.
Ленин верно сказал, что если бы в точных науках принимали участие наши бурные страсти и настоятельные интересы, мы бы усомнились даже в том, что дважды два четыре.
Будем же честны: если признание существования Бога включает в себя отказ от привычного и любимого образа жизни, многие нашли бы себе извинения для отрицания Его существования даже если бы Он показался на экране телевизора, как президент Америки.
Так или иначе вопрос, почему Бог желает или не желает показываться явно, второстепенен. Главный вопрос в том, существует ли Он вообще. Мы сами и все вокруг нас состоит из мезонов, электронов и лептонов... Из них состоит наша жизнь и все живое до нас, хотя никто еще не знал об их существовании. Ясно то, что незнание об их существовании не является доказательством их несуществования.
Существует Бог или Его нет?Многое можно сказать в пользу необсуждения истины вообще.
Когда Ньютон поделился своей теорией о дисперсии света, все физики спорили с ним. Ньютону это порядком надоело и он писал Лейбницу: "Меня так осаждали дискуссиями, вызванными моей теорией о дисперсии света, что я обвинял свое дерзкое решение расстаться со значительным покоем ради погони за тенью". После этого он уклонялся от всяких дискуссий.
Но Бог думает иначе, как Ньютон. Он не был против диспутов между верующими и атеистами.
Атеисты отвергают Бога, но Он до сих пор проявлял к ним великую милость. Он не только допустил существование атеизма, но подобно любящему, снисходительным Отцу позволил атеистам употреблять свои аргументы в пользу их убеждений.
Так в 13-м веке богослов Фома Аквинский, будучи знакомым с доводами атеизма, поместил в своем произведении "Сумма теологика" наилучшие аргументы, противоречащие христианским требованиям. После "исполнив всякую правду" в отношении своих противников, он привел свои личные убедительные аргументы в защиту религии. (Анзельм Кентерберийский поступил подобно).С того времени атеистские философы написали ряд книг против религии, копируя приведенные антиатеистические аргументы святого Фомы.
***
Верующие, которые думают, что атеисты не имеют веских доводов, не должны предъявлять свое незнание от афиширования своего невежества, Бог, который одарил силой львов и тигров ловкостью, зная, что они смогут пожирать Его детей, дал и атеистам простор для сомнений, так и довольно хорошие доказательства их убеждений. Мы оставим эти доказательства.
Философы индусской секты джайна пользуются таковыми. В их священной книге "Махапурана" написано: "Если Бог совершен, Он не стремится к человеческим целям (праведности, выгоде и удовольствию). Поэтому, какая Ему была бы выгода от сотворения вселенной? Если вы скажете, что Он все творил без цели, потому что Он по Своей природе Творец, тогда Бог бесцелен. Если же Он творил это только для того, чтобы провести время, то это игра неразумного ребенка. Если Он творил из любви ко всему живущему или от нужды в живых существах, почему же Он не сделал Свое творение полностью счастливым, лишенным всякого несчастья? Бог творит великий грех, когда убивает детей, которых Сам сотворил. Если вы скажете, что Он убивает только, чтобы уничтожить негодных существ, почему Он вообще творил их?"
Никто не знает, почему творение произошло и почему вселенная состоит из материи и духа. И атеисты и верующие не имеют ответа на многие вопросы.
Нам не нужно заходить так далеко, как джайнизм, чтобы натолкнуться на эту проблему. Апостол Павел задает шокирующий вопрос: "Ибо что же? Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?" (Рим.3:3). В 4-м стихе он сам же отвечает "Никак!"
Но если апостол Павел мог вообще задать такой вопрос, можем ли мы винить атеистов? Даже 2-й Ватиканский Собор заявил, что есть невинный атеизм, который не исключает спасения.
Наш разум представляет собой действующую демократию, поскольку он не прислушивается только по одному голосу. Почему же должен звучать только один голос в вопросах религии?
Я сам был раньше атеистом. Позже стал христианином. Каким был бы я верующим, если бы не понимал тех, кто остался верным своей первой любви - атеизму, хотя я оставил его?
Если есть Бог, фантазия должна быть частью Его творения. Фантазия при своем размахе охотно принимает мир, как возникший эволюционно из вихрей атомов, сначала породил обезьян, а потом человека. Она может также отвергать реальность Бога.
Помимо этого, мы не можем осуждать атеистов потому, что неверие есть и у верующих. Во всех людях корни греха остаются навсегда.
Как неверие бывает у верующих, так и вера бывает у атеистов.
Марксистские атеисты практикуют диалектическое мышление.
Средний ум может рассуждать в лучшем случае только логически: "А" есть "А" это значит, что оно не есть "Б". "А" это "А" или не "А". Третья возможность исключается. Диалектики говорят обратное: "Все является интерпретацией противоречий". Жить, значит умирать. Быть атеистом, значит быть таким заинтересованным Богом, чтобы отрицать Его существование. Не воинствующего, спокойного атеиста не бывает.
Я не кричу всем: "У меня нет миллиона долларов в банке!", потому что никакая цель не достигалась бы этим отрицанием. Зачем же нужно человеку убеждать всех в том, что Бога нет, разве что Его самого мучают сомнения в отношении Его существования?
С другой стороны мы признаемся, что быть верующим значит признавать в себе такую сильную склонность к неверию, что вера в Бога должна постоянно подчеркиваться и укрепляться.
Энгельс писал, что даже в самом преданном верующем живет семя, которое может привести к развитию атеизма. Это верно в том случае, если можно утверждать и обратное, что каждый атеист - потенциальный верующий.
В связи с этим вспомним наблюдения святого Франца Ксавиера. "Многие люди не могут стать христианами, потому что нет никого, кто бы мог их сделать ими".
Папа Павел 2-й добавил: "Я часто чувствую побуждение и хочется бежать по академиям Европы и призывать тех, у кого больше образования, чем любви к ближним, со словами: "О какое большое число душ исключены по нашей вине с неба!""
Многие становятся атеистами из-за множества неотвеченных вопросов. Человечество перешло от охоты луком и стрелами и убийства камнями к полному уничтожению атомными бомбами. Где Бог в этой картине? Сартр прав, когда говорит, что "история прогрессирует, не зная о себе", иначе она не пошла бы этим кровавым путем.
Библия говорит, что Бог не может смотреть на нечестие. Как же смотрит Он на этот нечестивый мир и позволяет ему прогрессировать в его зле?
Далее Библия говорит, что никто не может видеть Бога и остаться в живых (Исх. 33:20), но мысль заканчивается несколько стихов ниже (ст.23), где говорится "ты увидишь меня сзади". Между тем, как будущее остается загадкой, мы можем видеть Его только в прошедших событиях. Христиане верят, что в конце истории будет свет, который осветит все прошлое. Но путь впереди труден и ответ далек. Сегодняшняя тьма угрожает атеизму не только в коммунистических странах, но так же и во многих странах Западного мира.
Если Библия говорит, что Бог приготовил рыбу, чтобы она поглотила Иона (Иона 1:17), не могло бы быть, что Он приготовил также эту могучую волну атеизма которая поглощает так много людей?
Атеисты замечают, что христиане молятся "Да приидет Царствие Твое".
Простой человек не может постигнуть, насколько ужасно для царя быть без царства. Сколько народа собирается вокруг свергнутых царей Румынии, Болгарии, Греции или Ирана? Стоит ли удивляться, что у Бога нет больше приверженцев? Удивительно то, что у Него есть еще столько поклонников. Он единственный царь без царства, а миллионы душ прославляются и поклоняются Ему.
Так как Он царь без царства - пусть даже будет это одно из зримых царств мира сего, - то быть Богом по-видимому значит быть лишенным мирских радостей.
В притче Иисуса Христа о блудном сыне говорится о молодом человеке, который ушел от отца, а потом опять возвратился к нему. Он радости отец заказал музыку и устроил пир для возвратившегося сына. Старший сын вернувшись домой с работы, услыхав музыку спросил, по какому случаю такое веселье в доме. Музыка звучала в доме его отца редко.
Музыка звучит также редко и в доме нашего Отца. Верные Ему стенают под тяжкими крестами. Можем ли мы упрекать людей за то, что они избегают путь, на котором так много страдания, а предпочитают веселье и радость? Соловьи и ласточки тоже любят петь.
Атеистическое отношение не всегда вина атеиста.
Люди не присоединяются к вере. Они примыкают к верующим. Если люди не принимают нашу веру, может быть христиане не достаточно практикуют ее.
Об Иисусе сказано, что Он "образ ипостаси Бога" (Евр.1:3), но "Он уничижил Себя" (Филип.2:7). христиане молятся о том, чтобы Его святилось, хотя Он не ищет Себе славы. Поскольку уничижил Себя, нельзя обвинять атеистов в том, что они не видят в Нем Царя.
Некоторые из этих вещей трудно понять. Но всю реальность трудно понять. Атом - загадка: также и цветок, человек, талант. Христиане жертвуют своим умом, временем, средствами, жизнью для Христа. У них несребролюбивый нрав. Они довольствуются тем, что у них есть (Евр.13:5). В остальном они довольны принятием даже таинственного.
***
У атеизма есть свои оправдания. Но человек развивает множество методов обращения с реальностью. У религии тоже могут быть свои причины. Не желаешь ли ты на них обратить свое внимание?
Если нет, прими пожалуйста к сведению что мы признаем твою смелость, особенно если ты живешь в христианской среде.
Выступая перед классом мальчиков, епископ привел такой пример нравственной доблести: "Мальчик в общежитии, который склонит при всех колени в молитве перед тем, как нырнуть под одеяло". Епископ предложил мальчикам привести их пример. Их конца класса послышался голосок: "Сэр, по-моему таким примером был бы епископ в общежитии епископов, который при всех улегся бы в постель, не помолившись".
Атеисты тоже должны признать доблесть верующих.
***
Приехав домой в отпуск, миссионер из Уганды рассказал такую историю. Его церковь назначила "День даров", но вместо того, чтобы посылать свои подарки заранее для украшения церкви, все принесли их в субботу утром. Когда закончилось богослужение и миссионер рассматривал подарки ему показалось, что он что-то слышит. Он посмотрел на проход и увидел там маленькую африканскую девочку. Миссионер спросил: "Ты хочешь поговорить со мной?" Девочка застенчиво прошла наперед и сказала: "Я хотела бы тоже дать что-то". Она запустила ручонку куда-то вглубь своей скудной одежонки и вытащила сумочку. Она открыла ее и начала горсть за горстью вынимать оттуда золотые и серебряные монеты. Их оказалось больше, чем цена всех взятых подарков.
Миссионер сказал: "Не надо делать этого. Скажи, где ты взяла эти деньги и мы отнесем их обратно". Девочка заплакала и сказала: "Они мои". Миссионер воскликнул: "Не может быть, что это все твое! Ты слишком бедна!" Оказалось, что девочка продалась в рабство, чтобы пожертвовать себя церкви. Самый верный путь к нахождению Бога - это стать подобным Ему, стать таким же жертвенным, как Он, если бы Он существовал. Так советовал раввин.
***
Позиция атеиста оставляет открытым вопрос, который задал еще в 625-м году Новой Эры король Нортамбурленда Эдвард. Он не знал, позволить ли первым миссионерам проповедовать Евангелие на Британских островах. Один знатный человек предложил следующее: "Жизнь подобна банкетному залу, в котором вы сидите со своими рыцарями за столом. Зима и на дворе дуют буйные ветры. Но внутри тепло. Воробушек влетает через открытую форточку, пролетает весь зал в длину и вылетает через открытую форточку. Как воробушек мы находим жизнь сносной в стенах банкетного зала, но мы не знаем ни того, что было, ни того, что будет. Если новое учение откроет нам что-то об этом, мы должны последовать ему".
Христианство было принято потому, что получило ответ.