Священное Писание свидетельствует: "Царство Божие не пища и питье, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу тот угоден Богу..."(Рим. 14,17-18). Некоторым людям кажется, что праведность и мир и радость - это внутреннее, личное переживание, относящееся только к самому человеку и его личному духовному миру. Но Ап. Павел ясно говорит, что приобретение и возрастание в праведности, в мире и радости - это не есть служение самому себе, а служение Богу! То есть личная чистота и святость имеет пользу не только для самого человека в том, что он сумеет войти и быть в присутствии Бога, но и в том, что это средство служения Господу.
Служение Господу святой жизнью проявляется в том, что святость является самой сильной проповедью, свидетельствующей о Господе и приводящей души к покаянию и, таким образом, выполняющей волю Божью, которая заключается в том, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2,4). Христос указал на высокое предназначение своих учеников в том, чтобы они были светом миру и солью для земли (Мф. 5,13-14). То есть, чтобы они светили людям и предохраняли мир от разложения. И если они выполняют эту миссию, то тем самым они выполняют волю Бога, то есть служат Ему. Праведный, честный, справедливый человек обязательно заметен всем окружающим. Речь его свободна от лжи, он снисходит к немощам и слабостям ближних и не бичует, не раскрывает их пред миром, а покрывает своей любовью. Ярким проявлением праведности Иосифа было его желание тайно отпустить обрученную с ним Марию после того, как он узнал, что она "имеет во чреве"(Мф.1,19). По справедливости и во исполнение закона Моисеева, женщина в таком случае должна быть предана смерти через побивание камнями. Но праведность Иосифа побудила его покрыть случившееся любовью и Господь, удостоверив таким образом праведность Иосифа пред всем духовным миром, после этого открыл ему все через Ангела. Как часто верующие забывают пример этого благочестивого мужа Божия и в своей повседневной жизни опирается на справедливость и праведность, унаследованную от закона Моисея, а не на Христову праведность, покрывающую множество грехов!
Праведность, мир и радость во Святом Духе нельзя вырабатывать в себе искусственно. Чадо Божие только тогда будет светить миром и радостью окружающим людям, когда внутренняя умиротворенность, покой и радость действительно будут присутствовать в его душе. Люди, не знающие Бога, непрестанно находятся под бременем каких-то забот и сомнений, постоянно недовольны, часто конфликтуют с окружающими и глубокий внутренний мир представляется для них недосягаемым идеалом. Но Христос может дать этот внутренний мир и радость. Этот мир не имеет ничего общего с успокоенностью и безразличием или погружением в отвлеченную созерцательность, проповедуемую восточными религиями (буддизмом, йогой, индуизмом и их ответвлениями). Христов мир - это незыблемая внутренняя уверенность и спокойствие при внешней активной деятельности; это внутренний комфорт в любых условиях, и часто в условиях внешнего дискомфорта. Также и радость во Святом Духе значительно отличается от плотской радости. Ее невозможно описать и пересказать человеку непознавшему ее, но она редко появляется в высоком эмоциональном всплеске, в судорожном смехе и других чувственных переживаниях. Радость во Святом Духе - это не чувство, а постоянное духовное переживание небесной успокоенности и светлой приподнятости духа. Служить Богу святой жизнью - это не значит иметь только внутреннюю святость. Служение святой жизнью обязательно проявляется в деятельность, в служении окружающим людям. Слово Божие призывает служить всем людям, а наипаче своим по вере (Гал.6,10). Господь Иисус очень высоко ценил служение другим людям. Он является образом, совокупно представляющим идеал всех видов служения, как церковного, так и внецерковного - служение личной внутренней святостью, материального и молитвенного служения и служения людям. Это исцеление больных и воскрешение мертвых, это насыщение голодных, это непрерывный, подчас даже рабский труд. Например, Царь Царей как раб омывает ноги Своим ученикам на Вечери. И вся жизнь Иисуса Христа подвиг служения людям. Он так и свидетельствовал о Себе: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить..." (Мф.20,28). И как Он желал, чтобы Его ученики, также смиренно считая себя низшими, а не высшими; должниками, а не благодетелями, выполняли любую, пусть даже низкую работу раба, если в ней нуждается их ближний (Ин.13,15).
В притче о милосердном самарянине Христос поднял служение людям на небывалую высоту. Очень контрастно выглядит поведение самарянина на фоне действий священника и левита, служителей с официальным саном. Возможно они спешили в храм на служение, возможно они не желали оскверняться от прикосновения к нечистому человеку, вполне возможно, что они были искренними служителями Бога, которые не видели другой формы служения, кроме церковной. Самарянин же был человеком, проявившим милость и сострадание, сделавшийся ближним для попавшего в беду. Его служение потребовало затрат времени, денежных средств и чисто физических усилий. Но эти, не очень приятные хлопоты, не смутили его и равнодушие не поразило его душу. Самарянин служил человеку, но это и было служение Богу. Христос не разделял эти два вида служений, а представлял их как единые и нераздельные две заповеди любви (Лк.10,27). Для иллюстрации этой заповеди Он и привел эту притчу о милосердном самарянине (Лк.10,30-36). Поэтому трудно понять людей, стремящихся к церковным видам служения, и несущих служения за пределами церкви; ибо, помогающий ближнему, как бы дает взаймы Господу (Пр.19,17) и то, что люди делают ближним, Христос расценивает как сделанное для Него. Он так и сказал об этом: "Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;...в темнице был и вы пришли ко Мне". Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! Когда мы видели Тебя алчущим и накормили? или жаждущим, и напоили? И Царь скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф.25.35-40).
И насколько же строгим будет суд над теми, кто пренебрег служением людям, думая сосредоточиться исключительно только на церковных формах служения Богу (Мф.25.41). Поэтому всем верующим необходимо высоко ценить и никогда не пренебрегать служением Богу, в том числе, служа людям. Для этого надо сделать очень трудный для любого человека шаг - отказаться от служения себе, своим вожделениям, прихотям и немощам и поступать по примеру македониян, на которых указывает Ап. Павел: "Они отдали самих себя, во-первых Господу, потом и нам по воле Божьей" (2 Кор.8,5). То есть перестав прислуживать в первую очередь себе, следует отдать себя Господу и, принадлежа Ему - служить под Его руководством окружающим людям. При этом надо постоянно следить за евангельской последовательностью в служении: во-первых, Господу, а затем людям. Бесполезным будет служение людям, если предварительно не отдать свое сердце Иисусу Христу. Не служа Господу, человек сможет служить людям только эпизодически. Это служение, натолкнувшись на трудности и непонимании даже со стороны тех, кому человек служит, будет омрачено разделением и недовольством, приведет к горечи и ссорам. Таким образом, служение людям только тогда будет успешным, если человек отдаст себя Господу.