Об этом служении много говорится как в Ветхом Завете, так и в Новом. При этом характерно, что когда народ Божий переживал духовные подъемы, он придавал новое значение материальному служению Богу, а когда отступал от Господа - пренебрегалось и это служение.
Библия повествует о том, как Авраам (Быт.14.19-20) и Иаков (Быт. 28.22), еще не зная закона, по доброму расположению сердца уделяли Богу десятую часть от всех своих доходов. Также народ, вышедший с Моисеем из Египта, принес добровольно дар Господу (Ис.35.29) на всякое дело, которое Господь через Моисея повелел сделать. Когда наступили мрачные времена идолослужения, разделения и пленения, израильский народ забывал о храме, о Боге и о материальном служении. По закону, данному от Господа на Синае, для израильского народа каждый человек обязан был отдавать Богу десятину (десятую часть) от всех своих доходов. Бог рассматривал это как Святыню Господню (Лев.27.30-32). Кроме нее полагалось приносить еще и дары особые. Но в последней книге Ветхого Завета - в книге пророка Малахии, Бог обличает Свой народ в том, что они оставив материальное служение обкрадывают Бога. И Господь предлагает: "Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя бы в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?" (Мал. 3.10). И даже пророк говорит, что служение Богу не тщетно, ибо пред лицом Его пишется памятная книга, и Он покажет различие между служащими Ему и не служащими (Мал. 3.16-18). Наш Господь являл Собой пример всех видов служения, показывая отношение к материальному достатку, которым располагает человек и определил значение материального служения. Он указывает, что жить надо так, чтобы собрать сокровища не на земле, а на небе. (Мф.6.19-21), и главная цель человеческой жизни не изобилие иметь, а искать Царствия Божия и утверждение его в своей жизни. (Мф.6.31-33). Он учил, что человек не может служить двум Господам - Богу и богатству, и как пример этого - богатый юноша ушел от Христа из-за большого богатства и привязанности к нему (Мф.6.24; Мф.10.21-23). Поэтому Христос и предупреждал бояться любостяжания, и в притче о богаче наглядно показал, как безумно поступают люди, когда думают напитать душу богатством не заботясь о вечности (Лк.12.15-23). В кругу учеников Иисуса был денежный ящик для материального служения (Ин.12,6). Женщины служили своим имением (Лк.8,3). Сам Христос давал подати на храм (Мф.17.24), но при этом Он особо подчеркивал, чтобы материальное служение совершалось не на показ, не пред людьми, но скромно, втайне, "и Отец твой, видящий тайное, воздаст явно" (Мф.6.2-4).
В первохристианских церквах Дух Святой действовал настолько свободно в детей Божьих, что у "множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все которые владели имениями, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду". (Д.Ап. 4.32-35). Кто же не принимал участия в материальном служении, того вера считалась тщетной, бесполезной, пустой (Иак. 2 :14-17) и отсутствовала в том любовь Божия (1 Ин.3.17-18). Материальное служение новозаветных верующих совершенно отличается от ветхозаветного служения. Это не подзаконное служение, а служение по благодати. И если благодать во всех отношениях превосходнее закона, то и материальное служение должно быть превосходнее подзаконного. Если же закон требовал десятину, то благодать побуждает сердце жертвовать преизобильнее закона. Многие дети Божии должны стыдиться, а не гордиться тем, что они дают Богу только десятину.
После уверования человек переходит в новое положение перед Богом. Апостол Павел указывает верующим: "Вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою" (1Кор.6.19-20). Кровь Иисуса Христа - вот цена, которую Господь уплатил за каждого христианина, а потому и он сам и все, что он имеет - принадлежит Христу. И вопрос заключается в том, какую часть имения человек отдаст Богу, принадлежащего Богу, он оставит себе. Если в нашем сердце господствует правильное понимание своего личного искупления, то у нас будет и правильное отношению к своему богатству и распоряжению им. Если искупление распространяется на наш дух, душу и тело, то, естественно, Богу будет принадлежать наше здоровье, силы, разум и деньги. То есть деньги, находящиеся в нашем распоряжении, фактически принадлежат не нам, а Богу. И они отданы нам только на время, для разумного пользования и честного управления по изволению Самого Господа. Если же человек будет неверным управителем, то Господь может отнять у него все имение и передать в другие руки (Лк.16.1-13).
Будем помнить, что нам придется дать Богу отчет не только в том, как мы расходовали наше время, но и в том, как мы распоряжались своими материальными ресурсами. Если человек тратит свой достаток на эгоистические цели или же на мирские дела и начинания - ему придется постыдиться пред своим Господом и лишиться награды, которую он мог бы получить. Ведь Бог хорошо знает и видит не только то, сколько мы жертвуем для Него, но и сколько мы оставляем себе, для удовлетворения наших нужд и желаний. Это ярко продемонстрировал наш Господь Иисус Христос, когда в конце Своего земного служения, сидя у сокровищницы в храме обратил внимание учеников на материальное служение проходящих. Он видел богатых, положивших много, он увидел вдову, положившую всего две лепты. "Эта бедная вдова положила больше всех, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое" (Мк.12.41-44), это значит, что пред Богом не имеет значения сумма наших пожертвований, но важен их относительный удельный вес по сравнению с другими расходами. Таким образом, материальное служение является своеобразным индикатором, по которому верующий может наблюдать свою любовь к Господу, или свой духовный спад, или подъем, поэтому нельзя согласиться с мнением некоторых христиан, считающих материальное служение незначительным, которые не готовятся к нему и участвуют в нем от случая к случаю.
Новый Завет установил последователям Христа в материальном служении принцип добровольности. Ап.Павел, который знал тайны домостроительства Церкви Христовой по откровению Божию (Еф.3.2) осветил в своих посланиях и вопрос материального служения. Он писал: "При сборе для святых поступайте так, как я установил в церквах галатийских: "В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние" (1Кор.16.1-2) "А также каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением: ибо доброохотно дающего любит Бог" (2 Кор.9.7).
Из слов вытекает:
1) "каждый из вас" - материальное служение доступно всем без исключения, и все имеют преимущество в нем участвовать, в то время, как есть другие виды служения, для участия в которых Бог дает особые дарования. С другой стороны, всеобщее участие в материальном служении это не только преимущество каждого верующего, но и его обязанности. То есть, нет ни одного человека, который был бы свободен от этого служения. Опыт многих христиан показал, что если чадо Божие постоянно немощно и бессильно пред лицом бесчисленных искушений, то одной из причин является несистематическое участие в материальном служении, а зачастую и прямое пренебрежение им. Один из видных богословов сказал: "При обращении сердца к Богу, должен быть обращенный кошелек".
2) "в первый день недели" - материальное служение должно быть регулярным. Верующий человек призван жертвовать не от случая к случаю, а совершать постоянное служение. Если человек начинает постоянно служить Богу своими средствами, то скоро убедится, что чем дальше, тем легче ему будет совершать это. Это станет обычным делом и к тому же радующим душу дающего. Практически это легко сделать, если только откладывать в специальный конверт определенную часть заработка или другого дохода немедленно при его получении. В дальнейшем вы сможете, как подсказывает вам совесть, Дух Святой и необходимость, распоряжаться этими средствами для дела Божьего. Часть этих денег можно уделить для поддержания своей общины, часть для помощи нуждающимся или на другие нужды. Этот совет поможет вам не растрачивать деньги на другое и честно выполнять свой долг служения.
3)"сколько позволит ему состояние". Материальное служение не связано с подзаконной десятиной Ветхого Завета. Оно зависит от духовного состояния верующего: чем больше благодать Божья просвещает его сердце, тем большую часть жертвует верующий. По мере духовного роста, сердце расширяется и в этом служении Богу. Если вы убеждены, что Бог не ожидает от вас больше одной десятины, то следует по крайней мере быть щепетильным в этом и отдавать ее Богу полностью. Но каждый верующий в страхе Божьем должен решить вопрос, какую именно часть он будет уделять Богу. Иной мог бы давать и половину своего заработка и ему оставалось бы достаточно средств для существования на оставшиеся деньги. Богу хорошо известно. сколько денег нам необходимо для содержания семьи и другие расходы. Он знает все случаи, когда мы тратим деньги неразумно, по пустякам, на разные ненужные вещи, или собственные прихоти. Поэтому следует внимательно взвешивать: что уделять Богу, а что оставлять себе.
4)"Не с огорчением и не с принуждением". Дети Божии имеют преимущество служить Богу, как спасенные грешники, чтобы хоть чем-нибудь возблагодарить Бога. Поэтому не должно быть огорчения или принуждения. Бог любит только такое служение, которое совершается добровольно, из-за расположения сердца. Если вам в приливе радости пришлось пожертвовать четвертую часть вашего дохода а потом обнаружилось что вам не хватает денег для существования, вы можете огорчиться, поэтому не надо жертвовать в своем первоначальном порыве. Лучше до поры уменьшить долю пожертвований, но чтобы это служение было действительно добровольным, а не по принуждению своего языка. Встречаются люди, которые желают посвятить Богу то, что остается после их смерти. Фактически это не является добровольное служение Богу, а звучит завуалированным заявлением: "отдаю Господу то, чем я не в состоянии уже пользоваться".
Если не все члены семьи дети Божии, то положение верующего может оказаться затруднительным. Ибо нелегко, например, верующей жене давать деньги на дело Божие, когда муж противится Богу. Но и в таком случае чадо Божие имеет возможность оставаться верным Господу, ибо у него могут быть свои личные, карманные деньги, которыми можно послужить Господу, вместо того, чтобы пустить их на мирские, не всегда оправданные цели.
Таким образом, материальное служение можно охарактеризовать словами Апостола Павла: "Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет" (2 Кор.9.6). Духовный закон таков: чем больше даем, тем больше обретаем. Господь никогда не остается в долгу. Он воздает здесь на земле, и вполне воздаст в вечности (Лк.6.38). Помните, нельзя превзойти Бога в щедрости! "Бог силен обогатить вас всякою благодатью" (2 Кор.9.60). Итак, мы можем проверить на деле закон благодати и "испытать Бога" - не изольет ли Он на нас благословения до избытка? (Мал.3.10).