Часть первая
Освобождение от греха
Человек, руководимый в своих действиях страхом, оплачивается несчастием.
Страх предвестник пагубы, он творец плохого. Это такое состояние, которое делает человека пленником, приводит его в смятение, в расстройство, в напряженное состояние, в конфликт с самим собой.
Психологи говорят, что человек не родится со страхом, и Бог не дал нам его, так откуда же он берется? – Иисус говорит: "Как ты веровал, да будет тебе" (Матф.8:13).
Мы, люди, находимся пол воздействием нашего верования. Когда мы веруем правильно, наша вера – настоящая. Если веруем неправильно, такое верование приводит к страху. Возьмите историю Иова. Он говорит: "Ибо ужасное, чего я ужасался, то постигло меня, и чего я боялся, то и пришло ко мне". Иов говорит, что с ним случилось то, чего он боялся. Он верил, что так может произойти, и так произошло. Он не мог избегнуть последствий своего страха. Состояние страха является следствием неправильной веры. В чем же заключалась неправильность веры Иова? Чего он так боялся? Он полагал, что он недостаточно защищен от бедствия и что все его благополучие может быть потеряно; что то доброе, чем благословил его Бог непродолжительно, и что-то может случится, что уничтожит его счастье. Вот чего боялся Иов, о чем он думал, и что внутренне допускал. В его мышлении и веровании появилось нечто отрицательное, что наполнило его душу страхом. Он усомнился в благости Божией. У людей нашего времени существует какое-то странное предубеждение, что если с ним случается какое-нибудь несчастье, то это от Бога. Например, если они заболевают, то в этом, говорят они воля Божия. Если они впадают в нужду, или не успевают в жизни, - это такая уж судьба, предназначенная свыше.
Это все же тот Эдемский сад, когда дьявол заронил в душу человека сомненье… Первый грех, который человек совершил, остается тем же и теперь, - грехом сомнения в том, что сказал Бог и в благости Его. Грех этот культивируется самим человеком. Он воссел в его сердце. Когда что-нибудь случается с ним, он говорит: "Почему Бог допустил это? Чем я это заслужил?" – А когда Бог изливает на него Свои чудные благословения, он в ответ на это говорит: "Нет, это не будет долго продолжатся, это возьмется от меня".
Итак, в несчастье своем он упрекает Бога, в счастье же боится, что Бог отнимет у него это счастье.
Это и есть образ отрицательного мышления в его худшей форме, - и прямо противоположно правильной вере и истинному пониманию Бога. Когда я был подростком, такие именно мысли были у меня о Боге, и они приводили меня в состояние внутреннего смятения. Даже после моего обращения такое направление веры у меня еще оставалось. Но, благодарение Богу, слово Его просветило меня и дало мне новое понимание Божьей любви и благости. С того времени вера моя приняла правильное направление, для того, чтобы благословение Божие оставалось в моей жизни.
Величайшее открытие, которое я когда-либо сделал, это было, что Бог благ, благ в полноте Своего благословения. Я сделал это открытие при чтении Священного Писания. Я никогда не забуду того переживания, когда я в первый раз прочел 3 Иоанна 2, Иоанна 10:10, Лука 9:56 и другие подобные стихи. Они изменили радикально образ моей веры. Возьмём 3 Иоанна 2: "Возлюбленный, молюсь (или "желаю" – англ. перевод), чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя". Бог желает спасти нас, исцелить нас, благоприятствовать нам, благословить нас. Такова Его божественная природа. Его желание, способ Его действия, Его воля по отношению к нам. Он говорит: "Сын человеческий пришел не губить души человеческие, но спасать". (Лука 9:56) Он говорит, что дьявол находится позади тех сил, которые отнимают от нас жизнь, и разрушает её. "Вор (дьявол) приходит для того, чтобы украсть, убить и погубить". И он добавляет: "Но Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком". (Иоанна 10:10). Бог вовсе не хочет взять что-либо хорошее от нас, но присовокупляет ещё другие благословения. Об этом учит нас притча о талантах (Матфея 25:14-30). Если те таланты или то благополучие, которое Бог нам дает, мы употребляем правильно, они ещё более умножаются. Не уменьшатся, но умножатся.
Иов не мог избегнуть последствий своего страха. И с ним случилось именно так, как он боялся. Страх Иова привел его к беде, и настал день, когда это беда пришла, он проклял день, в которой он родился, и пожелал, чтобы он вовсе не был рождён. Страх действителен. Он настолько же могуществен в своей области, как и вера в своей. Он является следствием неправильного, недостаточного верования, так же как и вера есть результат правильного верования. Неправильное верование есть обратная форма правильного верования – иначе сказать, страх есть обратная форма, извращенная форма веры. Это наша способность веры, употребленная неправильным образом. Другими словами, есть функция веры, или верование, которое является страхом. Человек был создан морально свободным, и вследствие этого наделён способностью веровать. Будучи морально свободным существом, он должен был быть и верующим существом. Не может быть существа морально свободного, если оно не может управлять своей верой. Эта способность веры находится под контролем каждого. Каждый может верить так, как он хочет. Верование его принимает одну из двух форм: правильную или неправильную. Человек садится в автомобиль, кладет свою руку на руль и устанавливает его в нужном направлении. Машина слепо повинуется движению рычага, идет или вперед или назад. Шофер даёт движение, которому должна следовать его автомашина. Он употребляет такое же усилие для движения машины вперёд, как и для её обратного хода.
Это зорко и по отношению к нашей вере. Для правильной функции веры, как и для неправильной, мы употребляем такое же усилие нашей воли, нашу энергию. Разница только в направлении, какое принимает наша вера. Если мы веруем правильно, то результатом нашей веры будут благословения Божии, которые и останутся с нами. Если же наша вера неправильная, страх толкает нас по ложному направлению, доводя нас до смятения, паники и катастрофы.