Происхождение субботы мы должны искать только в среде израильского народа. Правда существует экзегетический спор о праздновании субботы в период патриархов. Ответ мы можем найти в Быт.2:3-4 где написано, что Бог завершил Свою работу и благословил седьмой день, ибо в этот день Он отдохнул, но не заповедал человеку праздновать этот день. Седьмой день в творении означает ничто иное как день, в котором Бог совершил дела Свои и почил; или, если возьмем другой смысл слова "шаббат", - Бог перестал творить. Значит день покоя Бога не идентичен с человеческим, а есть только слабое сходство между ними.
В патриархальном периоде ничего не упоминается о дне покоя, субботе. Как термин семи дней упомянут в Быт.8:12, где Ной разделяет время на семь дней, чтоб отпустить голубя. Также упомянута неделя Лаваном в расчете времени Иакову, но ничего не упоминается о дне отдыха.
Бог заключил завет с Авраамом, и знаком этого завета была не суббота, а обрезание, а заслугой Авраама перед Богом была его вера. Мы здесь также замечаем, что в этом периоде ничего не упоминается о седьмом дне или о другом дне отдыха и поклонения. Также и Иов не праздновал субботу, а то, что его дети праздновали свои праздники написано.
Значит недельная суббота является днем заповеданный Богом в Законе и только для народа израильского (Исх.20:8; 31:13-17). В главе 31-ой в Исходе показывается, что дети Израиля должны соблюдать субботу, и это является знаком между ними и Богом.
Суббота имела религиозное значение только для израильтян, ибо суббота освещена в отношениях Бога с израильтянами. Суббота была частью Завета с Иеговой, день посвященный Иегове, дань времени, как и перворожденный от скота и первые плоды.
Также суббота имела и социальную роль в жизни израильского народа, с ней связан отдых, и это показано во Вт.5:14. Здесь виден человеческий аспект субботы, который признается и Господом Иисусом, что суббота была создана для человека, а не человек для субботы.
Суббота стала национальным еврейским праздником, напоминая им о рабстве из которого были освобождены (Втр.5:15). Нарушение закона в отношении субботы имело смертельный исход.