"Он (Христос) и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Римл. 8, 34)
По учению православного катехизиса церковь включает в себя всех верующих, живущих на земле (странствующая церковь), а также окончивших свой земной путь в истинной вере и святости (торжествующая церковь). Это бесспорное евангельское представление толкнуло отцов церкви на следующее заключение: "единство странствующей и торжествующей церкви осуществляется во взаимном молитвенном общении". На практике молитвенное общение осуществляется, как правило, в коленопреклоненной молитве какому-нибудь святому, окончившему свой земной путь в вере. То есть толкование взаимного молитвенного общения в православии до предела искажено. Истинное молитвенное общение предполагает объединение и одновременное обращение верующих к Богу с одной нуждой. Но просьбу об участии в молитвенном общении никак нельзя превращать в молитву тому или иному святому. Кроме того, никто из людей не может выполнить роль ходатая и посредника между Богом и человеком. Как бы свято не прожил человек свою жизнь, как бы достойна не была б его кончина, перед Богом он имеет не больший вес, чем любой другой грешник, так как оправдание и прощение грехов ему, как и любому человеку, дается не за его достойную жизнь, а по милости Господа нашего Иисуса Христа (Еф.2,8-9). Поэтому только Христос назван в Новом Завете Ходатаем (Рим.8,34; 1Иоан.2,1) и Посредником. При этом подчеркивается, что между Богом и человеком может быть только один Посредник - Иисус Христос (1Тим.2,5) и никто более (ни Ангелы, ни человек, ни дева Мария) не могут умилостивить лицо Отца нашего Небесного. Поэтому Писание категорически утверждает, что только Христос "ходатайствует за нас" (Ин.14,13-15; Рим.8,34 и т.д.). Кроме того, молитвы, обращенные к почившим святым, предполагают их вездесущность, т.к. многие люди одновременно обращаются к тому или иному святому и утверждают, что он слышит всех и помогает им. Таким образом, умерших святых невольно наделяют атрибутом, принадлежащим одному Богу - возможность быть одновременно во многих местах, слышать и помогать одновременно многим людям.
Совсем не выдерживает никакой критики состав святых, почитаемых православной церковью. Например, к лику святых, называемых равноапостольными, причислен царь Константин и матерь его Елена (почитаются 21 мая по ст.ст.), хотя общеизвестно, что Константин принял крещение только перед смертью (хотя и председательствовал на церковных соборах, не будучи крещенным) и запятнал себя, уже называясь христианином, рядом преступлений среди которых - убиение своего старшего сына Криспа и своей жены Фаусты. Также равноапостольным считается князь Владимир (почитается 15 июля), крестивший Русь огнем и мечом. И хотя среди причисленных к лику святых есть множество действительно святых людей, но определить их святость и судить о ней Бог не дает права до времени, пока не откроются помышления сердечные (1Кор.4,5). Поэтому истинный сонм святых в настоящее время известен только Богу.
К угодникам рекомендовалось прибегать с молитвой о помощи, особенно тогда, когда нужда, о которой просишь, была известна мученику еще задолго до его мученической кончины. Позже было принято считать святых мучеников, угодников - посредниками между людьми и Богом.
В седьмом веке папа Бонифаций VI получил разрешение императора Фокия превратить языческий "Пантеон" в Риме - в христианский храм, посвятив его Деве Марии и всем святым. Это событие способствовало прочному установлению поклонения "Божией Матери" и угодникам, сначала в самом центре тогдашнего христианства, а потом и во всех местах провинции. Поклонение "Божией Матери" являлось преобладающим. Память о ней с первых же веков христианства высоко чтилась, хотя тогда никто не допускал еще мысли о поклонении ей как "четвертой ипостаси", и никто не обращался к ней с молитвами или ходатайствами. Только в четвертом веке в некоторых христианских общинах стали именовать Деву Марию - Богоматерью, приписывая ей Божеские атрибуты и относясь к ней как к "воссевшей" по левую сторону Бога Отца. Все это противоречит Духу Святому и Слову Божию. Дева Мария была призвана Богом дать Его Единородному Сыну только плоть человеческую, так как Христос, будучи Богом, был един с Отцем и Духом предвечно. "ИИСУС" - имя земное, в переводе на русский язык означает "Иегова Спаситель". "ХРИСТОС" - имя Божие, означающее "Помазанник". Дева Мария была матерью Иисуса, матерью Его человеческого естества, а не матерью Христа, Сына Божия. Поэтому такие наименования, как "Богоматерь", "Матерь Божия" или "Богородица" не соответствуют Св. Писанию.
Еще в 428 году по Р. X. Несторий, епископ Константинопольский, решительно восстал против того, чтобы Деву Марию называли Матерью Божией и тем вызвал сильнейшую вражду и распри в разных кругах церкви. Споры по этому вопросу продолжались до созыва Ефесского собора (в 431 году), который именование Марии - Матерью Божией авторитетно одобрил. Вследствие этого узаконенное поклонение Деве Марии стало беспрепятственно распространяться по всем церквам запада и востока. К Деве Марии стали обращаться с молитвами, как к верной "посреднице", "ходатайнице и заступнице" рода человеческого пред Христом и пред Богом. И, как ни странно, малейшее уклонение от подобного взгляда и в наше время считается "сектантским", "еретическим" и даже "кощунственным"...
Рассмотрим, так ли это? Что говорит нам по этому поводу Священное Писание? Слово Божие говорит, что даже ветхозаветными посредниками могли быть люди только живые, и отнюдь не умершие. В Ветхом Завете мы встречаем многих посредников: Моисей, Аарон, первосвященники, священники, цари, пророки и др., но все они исполняли возложенное на них посредничество, пока были живы. Когда тот или иной посредник умирал, никто уже не думал обращаться к нему за чем-либо. Обращаться к служителям Ветхого Завета не только разрешалось, но даже законом предписывалось (Иер.27,18). Посредники Ветхого Завета служили прообразом Единого Посредника и Ходатая Нового Завета Иисуса Христа. Православные как аргумент почитания Марии берут Пс.44:10-18. Но этот текст Священного Писания есть пророчество о браке Агнца с Церковью (Откр.19:7-9) на небе (Ср. Ис.61:10)!
Дева Мария, угодники или угодницы, не искупляли нас, грешников, своею смертью и, следовательно, не могут претендовать на новозаветное посредничество. Будучи только людьми, они сами лично спасались искупительной кровью Христа и нуждались в посредничестве Христа. Все иные посредники стали излишни с того момента, как Христос вознесся, воссел одесную Бога Отца, чтобы ходатайствовать за нас. Поэтому всякий верующий имеет ныне возможность и право обращаться ко Христу лично, всегда и на всяком месте. Господь дал ученикам такое обещание: "се, Я с вами во все дни до скончания века" Ап. Иоанн говорит, что "мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника" (1Ин.2,1), Ап. Павел пишет: "Сей (Иисус Христос и никто другой), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу будучи всегда жив, чтобы Ходатайствовать за них" (Евр.7, 24-25). Обращение с молитвами к умершим святым лишено всякого разумного основания. Вездесущ только один Творец, всякое творение, находящееся в пространстве, занимает определенное место и, следовательно, не может слышать молитв, обращенных к нему одновременно из многих пунктов земного шара. Если даже допустить, что Сам Бог, будучи Всеслышащим и Вездесущим, слышит наши молитвы, обращенные к святым, и передает наши молитвы святым, после чего святые и начинают ходатайствовать перед Ним, то и тогда разум требует, чтобы мы обращались непосредственно к Богу, давшему нам это право молитвы.
Те же требования предъявляет нам и Священное Писание. Оно строго запрещает воздавание Божеских почестей кому-либо, кроме Бога (4 Царст.17,36; Мтф.4,10; Римл.1,25; Откр.22,8-9). Писание говорит нам, что после смерти святые уже не принимают участия в земных делах (Откр.14,13; Дан.12,13), и что их нельзя тревожить (1Царст.28,15).
[[ Святые на небе не молятся и не ходатайствуют, а ждут конца: "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число" (Откр.6:9-11). Также заметьте, там нет понятия ходатайственной молитвы, ибо потерян эффект веры, используя которую Господь работает на земле, а ее отсутствие может быть препятствием (Мк.6:5-6). Там святые говорят с Богом и не ходатайствуют за людей, а ждут расплаты, т.е. ждут суда!
"Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа". Иер.17:5. Не относится ли этот стих к тем, которые надеются на мертвых угодников, что они помогут? Не ревнует ли нас Бог, когда свои проблемы и нужды мы делим не с Иисусом, а с другими "посредниками"? Рад ли Он, когда мы полагаемся на них, вместо того, чтобы надеяться на Него? "Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна" Пс.107:13."Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения" Пс.145:3. Представим, что один из ваших детей, вместо того, чтобы есть дома, ест у соседей, когда нужен совет, он советуется с соседями. Не обидитесь ли вы на него? Не зададите ли вы ему следующий вопрос: у тебя что нет отца? Давайте перестанем обращаться к "мертвым соседям" и будем обращаться к Отцу!
Философия обращения к мертвым святым исходит из слов Писания, где Павел говорит, что он молился за верующих, а также просит молиться за него (Флп.1:3; Еф.6:18-19). Но в этих текстах идет речь о молитве живых за живых, а не о живых к мертвым! Молитва по Священному Писанию разрешена живым к живому Богу. Мертвые в грехах не могут обращаться, да и не имеют права обращаться к мертвым!
Господь Иисус говорит:Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Лк.20:38. Эти слова были сказаны в период Ветхого Завета (ибо Христос еще не умер и не воскрес), в котором существовал следующий запрет: "Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них" (Лев.20:27). Этот стих запрещает нам обращаться к мертвым (молитва) и давать за мертвого (помана), ибо это грех! (Православная апологетика утверждает, что это было лишь только в Ветхом Завете. Но во всем Ветхом Завете Бог был Богом живых, запрещающий живым на земле обращаться к мертвым) "И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? "Ис.8:19
Нам говорят, что святые на небе молятся за нас. Но вот что написано о них: " И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. 10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? 11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. (Откровение 6:9-11)" Эти тексты показывают, что на небе нет эффекта веры. Ибо молиться можно только по вере. И потому им не предлагают помолиться за нас, а ждать
Итак, опять вопрос: можно ли считать грехом то, что я никогда не обращусь к святым, а всю жизнь буду обращаться к Иисусу? Может ли кто-то запретить общение лишь только с Богом? Обидятся ли святые на небе за то, что я им не принесу должное "почитание"? Святые, достигшие совершенства, просто не могут обижаться, потому никто что никого не оскорбляет! И встретившись на небе с Девой Марией, мы верим, что Она никого не будет укорять за то, что к Ней не обращались после ее смерти. ]]