"Не делай себе... никакого изображения" (Исх. 20, 4-5). "Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого" Д.А.17:29 "Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его" Суд.8:27
Православные утверждают: Иконы мы почитаем, но не боготворим их (не считаем божествами), при том почитаем так, что честь воздаём не дереву и краскам, но тому святому, который изображён на иконе, так что от образа мысль свою возносим к первообразу, т.е. к находящемуся на небе данному лицу. Молимся же мы перед иконами потому, что они возбуждают в нас дух молитвы, смирения и благоговения, напоминая нам жизнь Господа и святых Его, ибо иконы, как говорит святой Григорий Двоеслов, суть те же Священные книги, только написанные не буквами, а лицами. (Стр.55).
С развитием поклонения Деве Марии и умершим святым возникла в церкви потребность в изображениях этих святых угодников Божиих, Девы Марии, а позже и самого Христа. Большое влияние на появление изображений оказали те рисунки, которыми первые христиане старались напомнить образную речь Своего Божественного Учителя. Символы агнца, лозы, рыбы, начертание альфы и омеги, монограмма имени Христа и пр. были своего рода ребусами, смысл которых был открыт верующим, но сокрыт от непосвященных.
Постепенно произошел переход от рисунков, изображающих земную жизнь Христа, к изображению христиан, прославившихся своею мученическою кончиною и подвигами. Несмотря на прямое запрещение "создавать изображения" и "поклоняться им", которое мы находим во второй заповеди Десятисловия, заблуждение это распространилось с неимоверной быстротой. Причины такого нездорового нововведения понятны. По мере того, как слабела вера в невидимое, росла потребность в культе видимом. Проповедь устная стала заменяться пояснением изображенного того или иного события Священной Истории. Открылась новая сфера для деятелей живописи, скульптуры и мозаики, изображавших на свой лад и по воле собственной фантазии как отдельные сцены библейских событий, так и вымышленные "случаи" из жизни Девы Марии и усопших святых. Знаменательно, что вначале изображения эти служили только украшением церковных стен, и только впоследствии, когда предмет воспоминания и украшения превратился в объект поклонения, они стали изготовляться на отдельных досках или, холстах и помещались уже не только в местах богослужебных, но и в жилищах. Не прошло много времени, как появилось новое и притом более печальное заблуждение. Некоторым изображениям Христа и святых, а в особенности изображениям Девы Марии, церковью приписывалось совершение чудес и исцелений. Такие иконы (или статуи) торжественно объявлялись "чудотворными" и становились источником постоянных и весьма значительных доходов церкви и клира. Такие новшества в церкви были настолько очевидным нарушением заповеди Божией, что многие священнослужители, не взирая на всю опасность, которой они себя подвергали, не покоряясь папе, выступили с открытым протестом. Так, например, епископ Марсельский в конце VI века воспретил употребление всех изображений во всех ему подведомственных приходах. Массовый и многократный отказ принять изображения и поклоняться им носит в истории церкви название "иконоборничества". Еще задолго до выступления Марсельского епископа это новшество уже начало волновать истинных поборников Воли Божией и вызвало среди многих энергичные протесты. Один из самых ранних церковных соборов, собравшийся в г. Эльвире (в 306 году по Р. X.) строго запретил иконопоклонение, видя в нем не что иное, как проникновение в церковь грубого язычества. Но вот спустя 25 лет после обнародования запрещений Марсельского епископа, иконоборчество вступает в новую фазу и принимает более ожесточенный характер. Император Лев (в 727 году), а затем и 348 епископов собора (в 754 году), единогласно осудили и своими постановлениями запретили иконопоклонение. Однако, 33 года спустя, участники 7-го Вселенского собора (в 787 году), отменив это решение, "приказали" путем специального канона поклоняться иконам, без надлежащего объяснения, почему это необходимо. С того же времени начинает поощряться и поклонение изображению креста. Но этим борьба не закончилась. Парижский собор (в 825 году) вновь воспретил иконопочитание. Спустя 17 лет (в 842 году), по настоянию императрицы Феодоры, женщины развратной и безнравственной, культ поклонения иконам был окончательно установлен, являясь обязательным в западной и восточной церквах.
Тем не менее, борьба за икону в западной церкви не прекращалась. В период непрестанных споров и раздоров "князей церкви" при неизменном вмешательстве в церковную жизнь государственной власти и безответственных дворцовых кругов, иконопочитание то запрещалось, то опять разрешалось, пока, наконец, в Х веке упрочилось окончательно и в западной церкви. И вот, как ни странно, благодаря множеству темных масс, незнанию Св. Писания и полному безразличию к вопросам веры так называемых "культурных людей", культ иконопочитания процветает вплоть до наших дней. Необходимо добавить, что западная церковь не постеснялась вторую заповедь, говорящую: "не делай себе кумира и никакого изображения... не поклоняйся им и не служи им", выбросить из Десятисловия Моисеева совершенно. Для сохранения же числа десяти, западная церковь разделила десятую заповедь надвое, сделав из нее две отдельные заповеди. Восточная церковь сохранила десять заповедей без изменения, но тем не менее это обстоятельство не мешает ей боготворить целый сонм "чудотворных икон", служить иконам акафисты и молебны, перевозить и переносить их с места на место, окружать торжественностью богослужений, крестных ходов, празднеств и т. п. В силу того простого факта, что поклонение вошло в церковную практику "с незапамятных времен", оно признается правильным. Традиция давности как бы лишает верующих права сомневаться или не верить в законность такого почитания, хотя церковь современная не имеет никаких оснований для иконопочитания, равно как не имела их церковь древнеапостольская. В основу иконопочитания церковь положила канон (т.е. правило) об иконопочитании, но она и по сей день лишена общепризнанного догмата (т.е. учения). Утверждая иконопочитание на каноне, церковь больше не занимается этим вопросом ни в церковных определениях, ни в богословии, а поэтому возврат к истине для церкви труден и нежелателен, а обращение за решением вопроса к Слову Божию оказывается совершенно неприемлемым. Всякая перемена в этом вопросе и тяжела, и рискованна, и не выгодна. Для тех же немногих, кто не убоялся встретиться с фактами и разрешил этот вопрос лично для себя, безосновательность поклонения иконам не подлежит никакому сомнению, а отказ от него является вполне логичным, разумным актом.
Обратимся к Слову Божию и посмотрим, что оно говорит по этому поводу? Все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов осуждает иконопочитание (под этим общим названием понимаются все виды изображений), указывая на тот факт, что Бог является существом невидимым. "Бога не видел никто никогда" (Иоан.1,18). Нам известны некоторые земные формы Его проявлений, как-то: Три странника, Неопалимая купина, Столп огненный и облачный, Ангел Завета, Вождь воинства Господня и др., но по Своей Божественной сущности Он "Царь царствующих и Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1Тим.6,15-16). Бога с такими атрибутами изобразить невозможно. Сам Бог спрашивает, чрез пророка Исаию, говоря: "Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?.. кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?" (Ис.40:18,25). И действительно, где тот художник, который смог бы изобразить Христа воскресшего, Христа прославленного, и притом таким, каким изображает Его Слово Божие? Прочтите первую главу Откровения Иоанна Богослова и вы увидите, что изобразить Христа во всей Его небесной славе также немыслимо, как немыслимо изобразить Самого Бога, нетленного, непостижимого...
Изображать Христа в Его земном уничижении - неразумно. Мы никогда не увидим уже Христа в Его земном уничижении. Он однажды пострадал на Голгофе за грехи наши по Писанию, но воскрес, вознесся и грядет опять во славе, чтобы судить живых и мертвых. Слушайте, что говорит об этом апостол Павел: "Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем" (2Кор.5,16). Эти слова относились к тем, кто знал и видел Христа лично. Конечно, видеть Его в земной жизни было несравненным счастьем, однако Павел и христиане того времени не только не поклонялись изображению Христа, но и не должны были иметь видимым объектом поклонения уничиженной плоти Христовой, если бы такая возможность вдруг явилась.
Для истинного поклонения Бог избрал единственный путь - путь духовный, путь веры. Вера же должна утверждаться не на видимом или воображаемом объекте, а на реальном Слове Божием. Все изображения Христа, Девы Марии и святых, имеющихся в бесконечных вариациях, не соответствуют данным Св. Писания. Св. Писание, описывая лик Спасителя, говорит, что "не было в Нем ни вида, ни величия, и мы видели Его и не было в Нем вида, который привлекал бы Нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни" (Ис.53,2-3). Спаситель же, говоря о Самом Себе, сказал: "Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Мтф.8,20). По внешнему Своему облику и одежде Спаситель ничем не отличался от своих современников. Иоанн Креститель узнал Его не по внешнему виду, а только по Духу Святому, сошедшему на Христа в виде голубя (Иоан.1,32-33). Пришедшие на поклонение Еллины не могли узнать в группе учеников Самого Иисуса, они вынуждены были обратиться к Филиппу и просили, чтобы тот указал им Христа (Иоан.12,20-21). Иисус Христос легко смешивался с толпой и преследовавшие Его фарисеи часто не могли обнаружить Его в народе (Иоан.8,59;12,36;5,13). То обстоятельство, что Христос ничем не выделялся из тогдашней толпы, привело первосвященников к мысли воспользоваться предательством Иуды, который условился с начальниками иудейскими, говоря: "Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его, и ведите осторожно" (Мк.14,44).
И, наконец, Слово Божие призывает нас к духовному Богопоклонению. Св. Писание безоговорочно запрещает поклоняться не только изображениям Божией твари, но даже изображению Самого Творца, если бы человеку и удалось Его изобразить. Св. Писание учит: "Бог есть Дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине...", ибо "таких поклонников Отец ищет Себе" (Иоан.4,23-24). Бог - существо духовное... Поклонение Богу должно быть духовным. Таких духовных поклонников Бог ищет Себе. Какая поразительная ясность! Какая очаровательная простота! Заметим, что только такие духовные поклонники и угодят Богу, и что только они одни найдут в поклонении Ему удовлетворение своей бессмертной душе. Бог знал, что счастье наше мы сможем обрести только на пути духовного поклонения, а поэтому, заботясь о нашем благе. Он сказал: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой" (Исх.20,4-5). Исторические факты и наш личный духовный опыт подтверждают, что нарушение второй заповеди искажает подлинное представление о Боге, приводит человека к неправильному поклонению, творящему хаос в душе, хаос в исповедании и хаос в жизни (Римл.1,21-25).
[[ "Комсомольская правда" (19.09.97): "Три недели в Казанском храме села Довыдовка истекали миром семь иконописных ликов. Что это значит?". И далее в газете дается научное объяснение происходящему. В той же газете на 9-ой странице: "Перед сменой тысячелетий заплакали не только иконы, но и музыкальные идолы. В нидерландском городке, накануне 20-летия со дня смерти Пресли, по лицу гипсовой статуи певца потекли слезы. Как сообщил владелец статуи, король рок-н-ролла плачет от радости". Я думаю, что православные поддержат идею, что плачущая икона это что-то божественное, а статуя Пресли - из области темного мира. Если сатана может прослезить статую, то что ему мешает сделать это и с иконой? Без откровения свыше человек принимает все доброе от Бога, а все плохое от дьявола, не различая, что может быть и наоборот. Понимая, что Бог запрещает живому человеку общаться с мертвыми, подумайте, насколько противно Ему наше общение с "мертвыми картинами"? О сатане написано, что: " творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми", следовательно, пустить слезы, по гипсовой статуе и по портретам, ему не составляет большого труда! Нужно, чтобы люди умилялись сердцем не от Слова Божьего, а от слез святого, а разве Бог нуждается в таком чуде? В таких чудесах нуждаются только суеверные люди и дьявол, ибо последнему нужно, чтобы люди доверились не живому Богу, а мертвым святым.
Икона напоминает о Боге, как фотография о близком человеке - утверждают православные. Хорошо, если фотография представляет того, которого мы любим. Но сами православные знают, что все иконы пишут художники, которые иногда даже Бога не знают. А если даже и знают, то изображение является плодом его фантазии, далеким от того оригинала, который был на самом деле. Не является ли это грехом? Это же чистая подделка и обман. И если и протестанты рисуют детские Библии, то никто не утверждает, что на рисунке истинный Иисус или Петр, которому нужно молиться.
Икона якобы помогает православному человеку сосредоточиться во время молитвы к Богу. Но разве таким образом мы не похожи на Фому, который сказал: "если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю"(Ин.20:25). Апостол Павел утверждал, что "мы ходим верою, а не видением" (2Кор.5:7).
Бог допустил изображение херувимов на ковчеге, почему же не изображать и сегодня святых угодников? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы тоже зададим некоторые вопросы: почему у евреев нет памятников и почему они не молятся Моисею? А также, почему Соломону не пришло в голову сделать изображение Моисея в храме, вместо этого он рисовал деревья и цветы? Почему православные не празднуют день святого Авраама, ибо благодаря его вере все святые (Гал.3:7-9) благословенны? И кто важнее: Моисей, Авраам, Сарра или святые угодники?
УГОДНО ЛИ ГОСПОДУ УПОВАНИЕ ВЕРУЮЩЕГО НА СВЯТЫЕ ПРЕДМЕТЫ ?
"И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес. И когда прибыл ковчег завета Господня в стан, весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала. И услышали Филистимляне шум восклицаний и сказали: отчего такие громкие восклицания в стане Евреев? И узнали, что ковчег Господень прибыл в стан. И устрашились Филистимляне, ибо сказали: Бог тот пришел к ним в стан. И сказали: горе нам! ибо не бывало подобного ни вчера, ни третьего дня; горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это - тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне; И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят, и два сына Илиевы, Офни и Финеес, умерли... жена Финеесова, была беременна уже пред родами. И когда услышала она известие о взятии ковчега Божия и о смерти свекра своего и мужа своего, то упала на колени и родила, ибо приступили к ней боли ее. И когда умирала она, стоявшие при ней женщины говорили ей: не бойся, ты родила сына. Но она не отвечала и не обращала внимания. И назвала младенца: Ихавод, сказав: 'отошла слава от Израиля' - со взятием ковчега Божия и [со смертью] свекра ее и мужа ее. Она сказала: отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий". 1Цар.4:3-11,19-22. В этом месте Писания мы читаем, что люди, вместо того, чтобы довериться Богу и осветиться перед Ним, доверились ковчегу. Вера и радость была не от того, что они праведны перед Богом, а потому, что среди них святой предмет. Бог не зря допускает поражение в Израиле, ибо они связывают Его присутствие и помощь не со своей праведной жизнью и обращением к Нему, а с деревом. Не похожи ли на Израиль православные и католики, когда носят крестики и иконки для защиты от зла? Разве Бог помогает нам, потому что мы освящаемся святой водой, носим крестики, пользуемся фимиамом, или потому что свято ходим перед Ним? При потере своих талисманов люди приходят в ужас, ибо ждут кару Божию, как и жена Финеесова, которая в потере ковчега усматривала потерю славы Израиля. И не даром через века Бог допустил, чтобы ковчег был утерян, да и храм разрушил, чтобы люди пребывали в общении с Ним в духе и истине, а не в храмах, через знаки и мертвых посредников!
"проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь" Втор.27:15. А этот стих от чего предостерегает? Или он был действительным лишь до времен Иисуса Христа?
"Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены. Плотник [выбрав дерево], протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и [часть] из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: 'хорошо, я согрелся; почувствовал огонь'. А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: 'спаси меня, ибо ты бог мой' (Ис.44:9-17).
Когда показываем тексты против икон - молящиеся им утверждают, что они моляться не иконам, а тем, кто там изображен, подразумевая, что тот кому поляться будет ходатайствовать за молящегося на земле перед иконой. Но святые на небе не молятся за нас, ибо вот что написано о них: " И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. 10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? 11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. (Откровение 6:9-11)" Эти тексты показывают, что на небе нет эффекта веры. Ибо молиться можно только по вере. И потому им не предлагают помолиться за нас, а ждать
Мы возвращаемся к нашему вопросу, который мы попробуем задать после определенных "болезненных" тем. Можно ли считать грехом то, что я не буду поклоняться или, как говорят православные "почитать" иконы? Будет гневаться ли Бог, если при наличии иконы в моем доме (принадлежащей кому-то из членов семьи), я буду склоняться перед Иисусом вообще в другой комнате, где этих икон не будет? И если кто-то считает, что Священное Писание не выступает против икон и обращения к святым, то тем более вы не найдете в Нем обвинения против баптиста, который всю жизнь склонялся лишь перед Иисусом. Я думаю, что на небе протестанту будет легче стоять перед Богом, поскольку ему не вынесут приговор за то, что он не обращался к иконам и к святым. А вот вероятность того, что православным и католикам прочитают обвинение в неисполнение 2-ой заповеди, вполне реальна. Это мы оставляем на их совести, еще есть время все изменить. ]]