"Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония" (Мтф. 23, 28)
Переходя от одного заблуждения к другому, церковь не задумалась присвоить себе право причислять своих членов к лику святых угодников Божиих. Начиная с 880 года и до настоящего времени, как в западной, так и восточной церкви, умершие деятели церкви "сопричисляются к лику святых". Этим святым приписывается право принимать Божеские почести, поклонение, молитвы и ходатайства за людей пред Богом. Сопричисленным служат молебны, акафисты и т. п. В честь "причисленных к лику святых" устанавливаются праздники, пишутся иконы, воздвигаются статуи и даже храмы, изготовляются хоругви и т. д. Места, где жили угодники, вещи, которыми они пользовались, объявляются "святыми", а иногда и "чудотворными".
Эта церковная практика не имеет в Св. Писании решительно никакого основания. Царство Божие не заслуживается ни праведностью, ни изнурениями плоти, ни молитвами, ни добрыми делами, ни мученической смертью. Спасение обретается верою в искупительную жертву Иисуса Христа. Спасение дается даром, по благодати Господней. Всякий, кто уверовал, оставил греховную жизнь, принял Христа Иисуса, как своего Спасителя - "перешел от смерти в жизнь" (Иоан.5,24). Истинный христианин не нуждается в человеческой канонизации, ибо "имя его записано в книгу жизни", на небесах. (Лук.10,20; Откр.13,8). Человеку необращенному и невозрожденному никакая канонизация не поможет. Такой человек может говорить языками человеческими и ангельскими, обладать даром пророчества, знать все тайны, иметь всякое познание и всю веру, творить чудеса и многое другое и, вместе с тем, не иметь духа любви, Духа Христова в сердце своем, не иметь самого главного - уверенности в спасении души. К нему относятся слова ап. Павла: "кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Римл.8,9).
Без Духа Святого, обитающего в сердце человека, человек не может спастись, сколько бы раз он ни был канонизирован, миропомазан или крещен. Бог принимает в свое Царство не "канонизированных святых", а кающихся грешников, вне всякой зависимости от их земной репутации. Какую бы скверную аттестацию не выдали нам люди, Христос говорит: "Приходящего ко Мне Я не изгоню вон" (Ин.6,37). Мария Магдалина была блудницей, но Господь принял ее, изгнал из нее семь злых духов и сделал ее Своим чадом. Разбойнику на кресте, которого не канонизировала ни одна церковь, Христос говорит: "Ныне будешь со Мною в раю" (Лук.23,43). Бог спасает кающегося грешника не в силу его святости, не в угоду людям, не ради общественного одобрения и признания, а на основании веры кающегося грешника в очищающую силу Голгофской Крови, пролитой во искупление грехов. Нигде в Св. Писании мы не встречаем ни одного случая, где Бог давал бы право кому-либо решать: кто из людей заслуживает спасения, а кто - погибели. Христос сказал, что даже "Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Иоан.5,22). Ап. Павел пишет: "Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает?"(Римл.14,4). Ап. Иаков спрашивает: "А ты кто, который судишь другого?" (Иак.4,12).
Имея пред собою такие ясные указания Св. Писания, мы видим, что церковь не имеет права выносить окончательного приговора даже к живому члену ее, тем менее имеет право судить о степени святости умерших, канонизировать их и поощрять воздавание им Божеских почестей. Воистину "человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце" (1Цар.16,7). Если бы мысли и пути Божий не были выше мыслей и путей человеческих, если бы люди не ошибались в своих суждениях о человеке, Христос никогда не сказал бы: "Горе вам, когда все люди будут говорит о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их" (Лука 6,26). Истинные пророки всегда были и будут "ненавидимы всеми народами за Имя Мое" (Мтф.10,22).
Один глубоковерующий христианин, чающий пришествия Господня, и по благодати Божией имеющий уверенность в своем спасении, сказал: "Три вещи поразят меня, когда я войду в Царство Небесное: Первое - я не увижу там многих, кого я сейчас рассчитываю непременно там встретить. Второе - там я увижу многих, спасение которых мне всегда представлялось сомнительным. И, наконец, я буду чрезвычайно удивлен, что я сам очутился там. Ибо только там мне откроется полнота моей вины пред Богом и глубина всепрощения Божьего..."
Для более полного знакомства с вопросом о канонизации необходимо прочитать места Св. Писания, которые подтверждают следующие положения: Чудеса не являются доказательством человеческой святости (Мтф.7,21-23; 1Кор.13,1-3; Деян.8,9-16; 16,16-19;. Откр.13,13-14). Аскетизм не может служить основой нашего спасения (1Кор.13,1-3; Кол.2, 23 и 18; 1Кор.8,8; Иоан.3,6, 6, 63, 8,15; Римл.8,8; Евр.9,9-14; Екл.4,5). Молитв, милостыни и добрых дел недостаточно для спасения (Деян.10,1-6; Иоан.6, 29; Римл. 3, 20 и 28; 11, 6; Гал.2, 16; Еф.2,8-10; 2Тим.1, 9; Тит.3,5). Канонизация противоречит не только духу, но и букве Св. Писания (Мтф.18,1-3; Мк.10, 35-45; Мтф.23, 8-12 и 27-31). "Святыми" Св. Писание называет всех, верующих в Иисуса Христа (1Фес. 4, 7; Римл.1,7, 12; 12,1 и 13; ; 2Кор.13,12; Еф.1,1 и 15; 2, 19; 3,8; 5, 3 и 27; 6, 18; Фил.1, 1-4, 21; Кол.1, 2; 12 и 22; 1Фес. 5, 26; Тит.2,3; Евр.3,1). "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидят Господа" (Евр.12,14). "Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в Вас? Разве только вы не то, чем должны быть" 2Кор.13, 5.
[[ Итак, что было бы, если бы вообще никого не канонизировали? Обрушилась бы с неба "кара неканонезированых святых"?]]