6.2.1. Существуют два закона или он один?
Эта часть работы будет построена по принципу контраста. Будет рассматриваться аргумент адвентистов седьмого дня в контрасте с аргументом евангельских христиан баптистов, предоставляя возможность все сравнить по Писанию и сделать истинные, правильные выводы.
В любом деле очень важно начало, а также есть нечто, которое невозможно не учесть, иначе окажется, что все, проделанное до сих пор, несостоятельно. Так и в разговоре с адвентистом седьмого дня, есть нечто, что нужно решить в начале, ибо без этого дальнейшее продолжение разговора будет бесполезно и бесплодно.
Существуют два закона или один закон, о котором говорит Библия? Если два, то по какому принципу следует определять библейские стихи к тому или иному закону? Ибо адвентисты говорят: "Противники субботы могут читать места из Писания, в которых речь идет о церемониальном законе, и истолковывать их в применении к Десятисловию".
А также, необходимо объяснить адвентисту, что христианство, которое они осуждают в неисполнении субботы, исполняет ее, "может даже об этом не зная" (речь идет о входе в духовный покой Бога). А как это происходит, мы увидим в дальнейшем, принимая и ту истину, что мы не исполняем воскресение вместо ветхозаветной субботы.
Используя стихи Втр.33:1,2,4 Аллен Уолкер, служитель церкви адвентистов, говорит: "Понятно, что Господь дал закон, и Моисей тоже дал закон. Тот закон, который Господь преподал лично, который Он Своим Перстом начертал на каменных скрижалях, впоследствии был помещен в ковчег. С другим же законом дело обстояло иначе. Закону, данному лично Богом и начертанному Им на каменных скрижалях, должно пребывать, пока существует небо и земля. На горе Синай Господь заключил с израильтянами два завета - описание одного дано в 19-й главе книги Исход, а описание другого, который был заключен три дня спустя, уже в 20-й главе, где, кстати говоря, как раз и заходит речь о завете Десяти Заповедей".
ДВА ЗАКОНА?
П.И. Рогозин пишет: "Адвентисты учат, что сверх того, что дает благодать, необходимо находиться в послушании ветхозаветного закона. Чтобы избежать прямых обвинений Священного Писания, которое запрещает христианам возвратиться к исполнению закона, - они разделили закон на две части: закон Моисеев и закон Божий, считая, что это не одно и тоже, и что Христос отменил только закон Моисеев, а закон Божий, остается без изменений. Библия говорит ясно, что "закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" Иоан.1:17. Закон-еврейский. Благодать-христианская. Есть "Закон Моисеев" и есть "Закон Христов". Ветхий Завет человека с Богом основан на Законе Моисеевом, Новый Завет - на Законе Христовом. Первый Завет заключен на Синае, второй - на Голгофе. Первый Завет утверждался на крови жертвенных животных, второй - на Крови Христа.
Какое же представление о законе и благодати дает Слово Божие? Под законом понимают существующую устойчивую связь каких либо явлений. Например, Бог от начала установил для человека закон: "за грех - смерть". Нарушение воли Божьей влечет за собою смерть. С другой стороны, исполнение воли Божьей дает жизнь. Это есть незыблемый закон. В то же время законом люди называют документ, в котором выражается объективно существующая связь каких-то явлений.
Считаем неправильным делить закон на две части: "закон моральный" и "закон обрядовый." Cв. Писание не знает такого подразделения. Закон - одно монолитное целое. Oн называется "законом" во всех случаях, цитируется ли он из книги Бытия, Исход, Левит, Чисел или Bторозакония. Почему потребовалось такое подразделение закона субботникам - адвентистам? Потому что, приняв закон Моисея и силясь совместить закон с "Евангелием благодати" (Д.A.20:24), субботники согласны исполнять "кое - что из закона," но отказываются исполнять "все написанное в законе...". Oни не прочь соблюдать "святость седьмого дня," но они решительно против "обрезания". Субботники готовы "не есть свинины," но они отказываются "оставлять и не стричь волосы на висках," отпускать "пейсы" и "бороды...". Субботники - адвентисты принуждают своих последователей вносить в церковную кассу "десятину" (десятую часть прибытка) по закону, но по тому же закону отказываются приносить ветхозаветные жертвоприношения. Одним словом, ту часть "закона", которую они находят нужным исполнять исполняют, а другие ветхозаветные законы они могут безнаказанно нарушать неисполнением? Разве субботники не окажутся под клятвой? Ибо написано: "Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Bтор.27:26 и Гал.3:10). Какие же книги или части книг Священного Писания называют Законом? Люди называют законом 613 заповедей, записанных в Моисеевом Пятикнижие. Однако Слово Божье понимает закон в более широком смысле.
Во-первых, законом названы 10 заповедей, написанные Моисеем на каменных скрижалях. Ап. Павел пишет: "но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: "не пожелай" (Рим.7:7). А этот закон "не пожелай" записан в Десятословие (Исх.20:17).
Во-вторых, законом названо все записанное в книгах Моисея, которые по-еврейски так и называются "тора", т.е. закон. Например, Ап. Павел пишет: "...жены ваши...(должны) быть в подчинении, как и закон говорит" (1Кор.14:34). Какой закон говорит об этом? В Десятисловии и в 613 заповедях это не записано, но так пророчески сказал Бог Еве после грехопадения: "Муж будет господствовать над тобой" (Быт.3:16), и это есть непреложный закон. Христос в ответ на обвинения фарисеев сказал: "Или не читали вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако не виновны? (Мф.12:5). Про нарушение субботы написано в книге Числа 28:9. Следовательно, любой текст Пятикнижья Бог считает законом.
В-третьих, законом называются все книги Ветхого Завета. Даже такую поэтическую книгу как Псалтырь Христос называет законом. "Не написано ли в законе вашем: Я сказал вы - боги?" Ин.10:34. А эти слова записаны в Пс.81:6. В другом месте Христос сказал: "Да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно" (Ин.15:25). Это слово записано в Пс.34:19 и 68:5. Адвентисты пытаются разделить закон на две части: закон Божий и закон Моисеев. Священное Писание нигде не употребляет слово "законы" или "2 закона". Слова "закон Божий" и "закон Моисеев" употребляются в Священном Писании как синонимы. Особенно ярко это видно в книге Неемии: Народ сказал книжнику Ездре: "..чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю"(Неем.8:1). И далее: "...и читали из закона Божьего каждый день"(Неем.8:18). Также совершенно не обоснованы попытки разделить закон на обрядовый и моральный. К моральному относятся 10 заповедей, а к обрядовому - остальные 603 заповеди. Иисус Христос отвергал такое разделение. Апостол Павел различает два вида праведности. Oн молится, чтобы ему "найтись в Hем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Xриста, с праведностью от Бога по вере" Фил.3:9. Bсе, кто этого не понимают и так не учат, тем самым показывают, что они еще не приняли благодати. Отвечая законнику на вопрос: какая наибольшая заповедь в законе, Христос указал на 10 заповедей? Нет, а на заповеди из 5-ой и 3 книги Моисея. Ни один здравомыслящий человек не станет доказывать, что заповедь любви есть обрядовая заповедь. Это чисто моральный закон, но он содержится в той части, которую некоторые современные толкователи относят к обрядовой. Следовательно, местонахождение заповеди еще ничего не говорит о том, является ли она обрядовой или моральной. Точно также нельзя судить о заповеди субботы. Она находится среди моральных заповедей, но это не значит, что это моральная заповедь, хотя она имеет и духовно-моральную основу, как и любая другая обрядовая заповедь. Например, обрезание как обряд имел также глубокий духовно-моральный смысл, как знак завета Бога с детьми Авраама и совлечение греховных вожделений. Таким образом, если для удобства человеческого восприятия и можно делить закон на моральный и обрядовый, то делать это надо не по принципу местонахождения заповеди, а по ее содержанию и смыслу. И ни в коем случае такое деление нельзя возводить в ранг обоснованных Священным Писанием догм.
КЕМ НАПИСАНЫ СКРИЖАЛИ?
Субботники - адвентисты часто заявляют, что только десять заповедей" написаны Перстом Божиим "и поэтому называются Божьим Законом, а все остальные постановления, правила и предписания - законами Моисея. Субботники учат: "Десятословие и заповеди это одно, а правила и уставы - это совершенно другое. Oни не имеют равного значения. Надо различать то, что "Бог заповедал," от того, что "Моисей установил..."
Субботники любят упоминать о том, что скрижали, содержащие десятословие, были написаны "Перстом Божьим, "но говоря об этом, они упускают из виду тот общеизвестный факт, что Писание говорит о двух видах скрижалей. Первые скрижали, написанные "Перстом Божьим," были разбиты Моисеем: "когда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и paзбил иx пoд гopoю" (Исх.32:15-19): Вторые же скрижали были написаны Mоисеем, после сорокадневного поста и молитвы: "И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, Дecятиcлoвиe" (Исх.34:27-28). Где же здесь говорится о Перстах Божьих? Бог повелел Mоисею: "напиши"! И Mоисей выполнил повеление Божие в сорокадневный срок: "и написал...десятословие". Kто написал десятословие?- Mоисей! Kак написал? - По указанию Божию, "будучи движим Духом Cвятым". Cубботники обращают главное внимание не на то: "что нaпиcaнo, а на то: - кто писал? как писал? когда писал? где писал? почему писал? Исходя из этих нужных, но втopocтeпeнныx факторов, субботники упускают из виду главное. Bсем нам известно, что в Eвангелиях (и во всем Hовом Завете) нет ни одного слова, написанного "перстом" Божиим. Hо значит ли это, что Eвангелие - не Слово Божие?"
6.2.1.1. Много аспектов, но не много законов.
Э. Хопкинс подразделяет ветхозаветный Закон на три аспекта: церемониальный (ритуальные установления, указывающие на окончательное искупление во Христе), судебный, или гражданский (законы, предписанные Богом для выполнения в Израиле гражданской властью) и нравственный (кодекс нравственных предписаний, обладающих универсальным, непреходящим значением для всего человечества).
Некоторые-, пишет он, - возражают против такого разделения на том основании, что ветхозаветные израильтяне не рассматривали свой Закон по этим трем направлениям, и Новый Завет явным образом не делает такого разграничения. Очевидно, ветхозаветные верующие не разделяли Закон на эти стороны; такое разделение было бы излишним, так как все три аспекта Закона непосредственно относились к ним. Но мы, как новозаветные верующие, должны решить, оправдано ли Новым Заветом такое разделение. Кроме того, если даже Новый Завет и не проводит явным образом такое разграничение, многие наши теологические исследования делают явным то, что открыто в библейских текстах. Давид Уэнхэм говорит:
"Мы должны различать те законы, которые можно назвать указующими на Христа и которые, следовательно не сохраняют свою силу после Его пришествия (напр., церемониальные законы, согласно Посланию к Евреям), и те нравственные законы, которые так явно не указывали на Христа (хотя и были более подробно Им объяснены) и которые остаются обязательными для исполнения нравственными истинами христианской жизни. Нравственные законы "исполнены" Христом в совершенно другом смысле по сравнению с церемониальными законами: они не упразднены, а скорее включены в новый христианский комплекс отношений. Так, хотя Новый Завет может и не проводить разграничения между нравственным и церемониальным законом, на практике, очевидно, мы должны его признавать". Церемониальный аспект закона включает различные жертвы и обряды, которые служили прообразами, указывающими на грядущего Искупителя (Евр.7,10). Целый ряд ветхозаветных текстов подтверждает, что израильтяне имели определенное понимание духовного смысла этих обрядов и церемоний (Лев.20,25,26; Пс.25,6; 50,9,18,19; Ис.1,16). Некоторые новозаветные тексты выделяют церемониальный аспект Закона и указывают на его исполнение во Христе (например, Мрк.7,19; Еф.2,14-15; Евр.26-29; 9,9-11; 10,1,9).
Рассматривая церемониальный аспект Закона, один новозаветный отрывок (Евр.10,1-4) затрагивает существенный вопрос, заслуживающий нашего внимания. На первый взгляд кажется, что этот отрывок противоречит некоторым ветхозаветным текстам, которые утверждают, что ветхозаветные верующие были действительно прощены на основании покаяния и соответствующего жертвоприношения. Может быть, эту проблему проще объяснить при помощи современной аналогии. Ветхозаветные жертвоприношения можно сравнить с чеком, который используется для оплаты счета. С одной стороны, счет оплачен, когда чек выдан получателю; но с другой стороны, счет не оплачен до тех пор, пока не будет осуществлен перевод наличных денег, символом которых является чек. Подобным образом ветхозаветные жертвоприношения очищали верующих от грехов, но окончательный расчет "наличностью" произошел тогда, когда Христос умер, оплатив счет, долг, обязательствами которого были ветхозаветные жертвоприношения. Также важно подчеркнуть, что церемониальный закон был исполнен, а не аннулирован или упразднен (Мтф.5,17-19).
Судебный или гражданский аспект закона включает предписания, данные Израилю, для выполнения гражданской властью. Хотя многие языческие правительства позаимствовали принципы этой части Закона и считают их своими, однако, эти гражданские законы предназначались для управления еврейским народом, а верующим из языческих народов предписывалось повиноваться гражданским законам своих стран.
Нравственный аспект закона отражает моральную природу и совершенство Бога. Так как Божественная нравственная природа остается неизменной, неизменным остается и нравственный закон, который относится к современным верующим так же, как он относился к верующим, которым был дан. Христианин мертв для осуждения Законом (Рим.8,1-3), но остается по - прежнему под властью его заповеди о послушании, служащей руководством к благочестивой жизни пред Богом (Рим.3,31;Рим.6;1Кор.5;6,9-20)."
Как мы видим, Писание рассматривает аспекты закона, подразумевая, что он один и никак два, как утверждают адвентисты седьмого дня.