Атеизм ли путь? (часть 2)
*** Если ты категорически отрицаешь существование Бога я хотел бы спросить тебя, можешь ли ты сказать о себе "я существую?" Даже на этот вопрос ответить не просто. Тут есть о чем подумать. Что ты понимаешь под определением "я"? Являешься ты самостоятельным, постоянным объектом, существование которого можно признавать или отрицать. Конечно, нет. Ты преображаешься каждый день, каждую секунды. Ты зародыш, младенец, школьник, носящий твое имя, солдат на поле битвы, пациент в больнице, муж и отец, старик у края могилы. В каком-то смысле ты один и тот же человек, но в то же время ты являешься постоянно меняющейся личностью. Библия говорит: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его" (Быт.1:27). В этом стихе слово "образ" повторяется по два раза, чтобы показать наш двуличный образ. В некоторых отношениях твое прошлое "я" больше не существует. Если ты говоришь "я существую", ты можешь иметь в виду только абстрактность всех тех бесчисленных событий и перемен, которые произошли в твоей жизни. А как насчет будущего? Останется утверждение "я существую" в силе навеки? Или "я существую" только временное явление, которое когда-нибудь в один прекрасный день исчезнет, как рассевшееся облако? А что в связи с этим означает слово "быть"? Слово "быть" (существовать) является таким же абстрактным понятием, как местоимение "я". Никто не существует просто так. Человек работает, спит, кушает, радуется, плачет и кроме этого постоянно меняется и переходит из одного состояния в другое. "Существовать" означает "становиться". Мы можем, конечно, подумать, что нам не стоит задумываться над вопросом "существует ли Бог" если даже уже для высказывания "существую ли я" необходимо предпринять значительные умственные размышления и еще не доказано, соответствует ли это действительности. Поэтому нам необходимо в первую очередь ответить на вопрос, существует ли вообще какой-нибудь предмет созданный человеком? *** Спиноза определил понятие "правда", как согласование между нашей мыслью и его объектом. Это понятие получило широкое признание. Но какой объект когда-нибудь соответствовал мысли? В чем сходство (не говоря уже об идентичности) между веществом "вода" и теми названиями, которые даются ему на разных языках? По-английски она называется "water", по-французски "eau", по-немецки "Wasser", по-итальянски "acqua", по-венгерски "viz", по-румынски "apa", по-русски "вода"... Что общего между реальной водой и ее химической формулой Н2О? Что общего между водой между водой и мыслью, которую она вызывает - радость у жаждущего, восторг у ученого лаборанта, очарование у поэта на берегу реки, страх перед наводнением у домовладельца, облегчение у земледельца, молящегося о дожде? Существует большая разница между тем, каким люди себе представляют Бога и тем какой Он есть на самом деле. Верующие призывает людей к реальности, которую обозначают словом "Бог". Тысячи книг было написано с целью объяснить слово "Бог" и кто такой Бог, но читатель получает только объяснение слова, а не личность и сущность самого Бога. Один из моих самых любимых христианских гимнов написан на норвежском языке. Вместо попытки дать определение Бога этот гимн просто говорит: Поклонникам буддизма предлагается поразмыслить над тремя загадками, которые называются коан. Первая загадка: Какой звук издает хлопанье только одной руки? Некоторые размышляют над этими месяцами, не находя ответа, хотя это очень просто - звук, который издается при хлопанье одной рукой - это звук, который издается при хлопанье одной рукой. Любой другой ответ, даже "никакой", будет неверным. Все может быть только тем, что оно есть. Бог есть Бог.
*** Вам может захочется отложить эту книгу в сторону после до сих пор прочитанного и сказать "Это религиозная книга. Религия что-то нудное". На что я бы ответил: "А как же теннис или футбол? Разве удовольствие часами бросать мяч из одной стороны в другую?" "Хорошо", - скажете вы, - "я согласен, что это бессмысленно, но зато хорошо смотрится, полезно для здоровья, способствует ловкости". Тогда я снова отвечу: "Религия тоже может быть полезной и верной, хотя и не занимательной". Давайте предложим наше совместное рассуждение.
*** Платон писал: "Семь лет исследовательской работы нужны человеку, чтобы в одиночестве познать истину, но ему потребуется 14 лет, чтобы научиться, как передать ее своим ближним." Я не знаю почему Платон выбрал именно число четырнадцать. Почему писатель Александр Дюма допустил, чтобы его герой романа "Граф Монте-Кристо" сидел в тюрьме четырнадцать лет? Я часто думал об этом, когда сидел в коммунистических тюрьмах. После того, как я отсидел четырнадцать лет от 25-летнего срока, меня вдруг неожиданно впустили на свободу. Случилось ли это потому, что я усвоил урок и теперь знал, как учить истине других?
*** Потому что мы в тюрьме никогда не видели печатного слова, я и понятия не имел об открытии таких вещей, как кварки и ришонимы, последние микрочастицы, из которых состоят элементарные частицы материи. Только после моего освобождения я узнал об этом. Ученые дали разным кваркам такие имена как истина, красота или очарование. Кто бы подумал когда-нибудь, что такая грубая материя, как железо, олово или азот состоит из частиц, которым даже холодные, бесстрастные ученые не смогли подобрать других подходящих названий? Бог Истина. Иисус сказал: "Я есмь истина". Слово Божие (Библия) тоже истина и говорит о красоте и святости Божьей. Набожные люди называют церковь опорой правды. Благодаря необычайному совпадению, кварки - мельчайшие элементарные частиц материи названы тоже словами красота истина. Бесконечная прямая состоит из бесчисленных количества точек; линия длиною в два сантиметра тоже содержит бесконечное количество точек. У точки нет центра. Даже в самой маленькой точке, какую только можно себе вообразить есть месть для бесконечного числа еще более мелких точек. Существует бесконечность в Боге, как и в малом. От возвышенного до униженного только бесконечность. От высшего до низшего - только истина, красота и очарование. Смогу ли я после четырнадцати лет в тюрьме передать эту истину самым очаровательным и убедительным образом?
*** Мир сложнее чем это кажется. Объяснить происходящее гораздо труднее, чем мы думаем. Наше знание безнадежней чем мы думаем. Общепринятое определение может оказаться лишь относительно правдоподобным, потому что правда имеет много сторон. Хорошим примером служит классический рассказ о слепцах и слоне. Когда слепых спросили, как они представляют слона, у каждого из них был другой ответ. Один пощупав ногу слона сказал: "слон это дерево", второй потрогал хобот и сказал: "слон как кость". Третий схватил хвост и сказал: "Это змея". Ни один из них не получил правильного представления о слоне. Только совершенная душа может видеть истину полно и абсолютно, и притом только тогда, когда обследует всю вселенную одним актом неограниченного временем познания. Не это ли имел в виду Иисус, когда сказал: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф.5:8), Бога в котором все имеет свое существование и движение? Увидеть Бога? Существует ли Бог?
*** Бог есть Бог. Под словом Бог мы подразумеваем всемогущее Существо - Личность или силу, которая управляет вселенной и является предметом наших положительных и отрицательных мыслей и чувств. Я - субъект, Он - объект. Если я так о Нем думаю возникают множество противоречий. Почему Он не предотвратит землетрясений, ураганов, войн, кровопролития, нищету и грех, если Он всемогущий и милосердный? Если в Его власти отклонить бедствие, но Он все-таки это допускает, нет для Него извинения. Больная женщина послала письменную жалобу миссионеру: "Я проболела весь прошлый год и ужасно несчастна, поэтому отказываюсь подчиняться вашему "да будет воля Твоя". Я чувствую озлобление и отчаяние из-за того, что как много плохого выпало на мою долю. Прошу не посылать мне слов утешения. Я борюсь с Ним, разве что Он уснул и не знает, что происходит в мире, который Он так великолепно сотворил. Вспомните прошедшую войну, концентрационные лагеря, и о том, что происходит в настоящее время. Я не хочу больше читать газеты или слушать радио, но вам, идеалист, желаю всего хорошего." *** Многие евреи говорят: "Я верил до тех пор, пока миллионы наших людей не были брошены в газокамеры и крематории Гитлером. Пусть Бог Себе теперь другой народ". У Бога нет извинения. Возможно Ему не нужно извиняться. Извиняется ли горшечник перед глиною за то, что он из нее сформировал, или за то, что соделанное им он помещает в горящую печь, чтобы оно отвердело? Божия сила совершенно иного вида. Есть множество видов сил: ядерная, атомная, калорийная, духовная. Бог есть Дух. Поэтому Его власть духовного характера. Эта энергия отличается от других тем, что она не принудительная. Причина за которой должен последовать какой-то эффект. Возможно Он всемогущ в Своей власти убеждать, учить, уговаривать, приводить примеры, как применяют власть просветители, пасторы и писатели. Бог не принуждает людей быть добрыми, но Он проявляет Свое всемогущество тем, что становится младенцем в яслях, странствующим Учителем, вызывающий любовь или ненависть. Человеком, распятым между двумя разбойниками, переносящий все с любовью, на основании Своей величайшей жертвы. Он имеет власть многих людей разных стран привлечь к любви и добру. Бог ни какой-то "супермен" который всегда появляется, как "deus ex machina" (бог из машины), чтобы спасать людей из беды. Он скорее всемогущее, спокойное радостное, терпеливое Существо, Которое убеждает людей принять из Его щедрых рук те же качества. Было мгновение, когда Он произнес Слово и из хаоса возникла в полном порядке вселенная Он вдохнул в глиняную фигуру из праха земного дух и она стала душою живою. Он вступил в общение со Своими творениями и они стали святыми. Он имеет власть проникнуть к людям, говорить с ними, убеждать их, изменить и сделать их счастливыми навеки. Эти люди счастливы не потому, что избавились от тягостных трудов, а потому, что они приобрели Божий характер. Будучи однажды в Санта-Марии, Франций Асизкий призвал брата Леона к себе и сказал: "Пиши", тот ответил: "Я слушаю", "Пиши что такое истинная радость. Если все доктора богословия в Париже запишутся в наш монашеский орден, не является истиной радостью, так же если и все епископы и архиепископы, или даже короли Франции и Англии последовали их примеру. Истинная радость не является и то, если братья пойдут к неверующим и обратят их, и даже если кто получит дар исцеления. Что же тогда истинная радость? Я на пути из Перугии. На дворе зима. Мне очень холодно. Я голоден. Моя одежда обледенела. Я долго стучу в двери монастыря. Кто-то спрашивает: "Кто там?" Я отвечаю "Францис". Следует ответ: "Убирайся отсюда! Нам не нужны такие простаки как ты!" Говорю тебе, если я сохраню спокойствие и проявлю терпение это и будет и истинной радостью, добродетелью, наилучшим благом для души". *** Бог такая сила, которая сохранит человека от смерти (хотя бывали и такие исключения). В действительности жизнь часто едет на нас верхом, как хищник, жало или бедствие. Но когда при смерти она ослабит свою схватку, мы видим, как она превращается в прекрасную деву. Все перенесенные нами страдания становятся причиной радости. Иисус, Бог в теле человека, обладая властью на небе и на земле, предпочел не менять внешних обстоятельств, чтобы не избежать мученической смерти на кресте. Приняв свою судьбу с любовью и прощением Он показал нам, что не стоит страшиться смерти. Если этот страх преодолен жизнь станет полноценней, как Он обещал своим последователям.
*** Большой убыток не знать Бога, но еще больший ущерб приносят нам неверные выводы из наших превратных понятий. В некотором смысле вся жизнь рискованное предприятие, потому что мы, люди, не можем предсказывать будущее. Я не знаю, принесет ли мне счастье тот брак, в который я намерен вступить или же для меня лучше оставаться холостым. Не знаю, что принесет мне избранная карьера. Я даже не уверен в том, что только что съеденная мною пища принесет мне пользу. Но все мы принимаем решения основанные на предположения. Давайте, поступим также относительно существования Бога. Давайте рискнем, как посоветовал Паскаль. Он сказал: "Если я возложу мое упование на Бога, а Его не окажется, я не теряю ничего, кроме греховных привычек от которых так или иначе должен отказаться, потому что они вредят мне. Но если Он есть я приобрету вечную радость".
*** Уже в 1912-м году Ленин писал Горькому: "Миллионы убийств, болезней и эпидемий менее опасны, чем самая малейшая мысль о Боге... Бог - личный враг коммунистического общества". Ленин также писал: "Религия - это своего рода духовная водка, в которой рабы капитала топят свое будущее и свое уважение к достойной человеческой жизни". Некоторые люди предпочитают рассуждать как он, другие же напротив верят в Бога. Может быть вы сомневаетесь в существовании Бога, но нижеприведенная еврейская история существует действительно. Раввин обратился к человеку в своей синагоге с таким вопросом: "Два человека проникли в дом через дымовую трубу. Один загрязнился, а другой остался чистым. Который из них помоется?" Еврей ответил: "Конечно, грязный". "Нет", - сказал раввин, - "грязный видит, что его напарник чист и предполагает что и он чист. Чистый же человек, видя грязь на другом, идет мыться, потому что думает, что он грязный." "Теперь у меня к тебе второй вопрос", - продолжал раввин: "Два человека проникли в дом через дымовую трубу. Один грязный, а другой чистый. Который из них помоется?" Еврей отвечает: "Теперь я знаю. Чистый". "Нет", - говорит раввин, - "чистый смотрит на свои руки и одежду и думает, зачем ему мыться. Другой видит, что он весь грязный и идет мыться". Раввин задал третий вопрос: "Два человека проникают в дом через дымовую трубу. Один грязный, а другой чистый. Который из них помоется?" В полном отчаянии еврей отвечает: "Оба!" "Ошибаешься! Если два человека спустились по дымовой трубе в дом, как может один из них остаться чистым? Неужели ты не заметил, что это глупый вопрос?" Так же глупо для человека задавать вопросы Богу или сомневаться в Его существовании. Если бы не было разумного Творца, то не было и разумного творения, способного задавать вопросы или отрицать существование разумного Творца. Бог просто существует. Даже утверждении, что Он существует уже снисхождение к безрассудности простого мышления.
*** Логики давно оспаривали взгляд, что "существование" можно вообще утверждать. Одним только фактом произнесения любого существительного мы признаем его существование. Но если это не так, то о ком или о чем идет речь? О ком утверждение, что он существует или не существует? Имеется ли в настоящее время президент во Франции? О чьем же существовании ставится вопрос? Понятие "настоящий президент Франции", конечно существует. Вопрос только в том, насколько это понятие соответствует действительности. С Богом этого затруднения не бывает. Выражение "Бог" несомненно существует, иначе мы не могли бы дискутировать о Его существовании или не существовании. Выражение "Бог" - это понятие о совершенном Существе, выше которого ничего невозможно себе представить. Фактически существование это неотрывная, насущная часть совершенства. Если существует выражение "Бог", значит должен быть Бог действительно. Анзельм Кентерберийский указывал на разногласие между представление о совершенном Существе и отрицанием Его существования. Не принадлежит ли существование совершенству? Как может быть совершенным, не существуя? Святой Бонавентура сказал: "Если Бог является Богом, тогда Он существует".
*** Если Бог есть творение - это чистая дерзость. Он вечный дух, а я человек плотской, Он вечный, а я смертный. Если же Бога нет и я продукт случайно спустившихся молекул, какой шанс у этого продукта познать истину? Если атеизм прав и нет ни вечного Бога, ни вечной жизни и если мы только совокупность молекул, которые начали существовать в результате случайных движений материи, которая тоже случайно возникла; если смерть конец для верующих и неверующих и сама земля и вся вселенная в конце концов становится в процессе того, что называется энтропией то все напрасно. Вся история закончится, не оставив ни одной души, которая бы интересовалась, что случилось с человечеством за то короткое время, когда оно случайно существовало. Если Бог существует, Он не нуждается в защите. Если Он не существует, на кого я нападаю? Фантазия? Почему же мы не оспариваем другие сказки? Нападая на веру в Бога, атеизм может оказать сам себе медвежью услугу. Русского крестьянина спросили: "Ты веришь в Бога?" - Он ответил: "Конечно". - "Почему ты веришь? Ты видел Его когда-нибудь?" - "Нет, но я японца никогда не видел. Я верю, что японцы существуют, потому что когда-то наша армия воевала с ними. И я верю в существование Бога потому, что такая ожесточенная война ведется нашим правительством против Него. Разве воюют против несуществующего существа?" Я знаю, что с моей стороны нахальство писать об этом предмете, хотя я берусь боязливо за перо, я думаю, что почти пятьдесят лет изучения и размышления дают мне право надеяться на внесения значительного, хотя и не великого вклада в этой области.
*** Стоя перед государственным зданием в Нью-Йорке один студент по музыке говорит рядом стоящему другу: "Как красиво свистит тот мальчик на другой стороне улицы". Его друг был поражен. "Как можешь ты слышать его на таком расстоянии при всем этом шуме?" - спросил он. Музыкант бросил на тротуар монету. Несколько человек сбежалось мгновенно. Доказательство было дано: каждый слышит то, что его интересует. Интересующиеся деньгами слышат звон монеты. Интересующиеся музыкой слышат даже шорох листьев на ветру. Жаждущие истины найдут нечто полезное в этой книге. Я пишу для людей, желающих получить ответ, стремящихся к знанию и кто предпочитает свет истины тьме невежества. *** Стоя перед государственным зданием в Нью-Йорке один студент по музыке говорит рядом стоящему другу: "Как красиво свистит тот мальчик на другой стороне улицы". Его друг был поражен. "Как можешь ты слышать его на таком расстоянии при всем этом шуме?" - спросил он. Музыкант бросил на тротуар монету. Несколько человек сбежалось мгновенно. Доказательство было дано: каждый слышит то, что его интересует. Интересующиеся деньгами слышат звон монеты. Интересующиеся музыкой слышат даже шорох листьев на ветру. Жаждущие истины найдут нечто полезное в этой книге. Я пишу для людей, желающих получить ответ, стремящихся к знанию и кто предпочитает свет истины тьме невежества.
*** Некоторые думают, что существование Бога это вопрос этический: нам нужна вера в Бога потому, что без нее теряется моральный уровень. Венгерские коммунисты выпустили фильм под названием "Спиральная лестница". В нем говорится о женатом мужчине с двумя детьми. Как хороший коммунист и хороший рабочий он был послан из провинции в Будапешт, чтобы организовать там культурную революцию. Из-за жилищного кризиса в Будапеште он был вынужден оставить семью на некоторое время. Об остальном можно догадаться. Он влюбился в свою секретаршу и бросил семью. В одной сцене лежа в постели со своей любовницей, он спрашивает ее: "Не угрызает тебя совесть, что разбила мою семью?" Она отвечает: "Когда я была еще маленькой, меня учили сдерживать страсти, потому что за это есть награда на небесах, а тех, кто их не сдерживает, ожидает адское наказание. Сейчас я не верю в такие вещи. Зачем же мне сдерживаться или беспокоиться о твоей семье?" Уже Достоевский говорил в своем произведении "Братья Карамазовы": "Если Бога нет, все позволено". Поэтому желательно выдумать Бога, если бы Его не было, верить в Него и побуждать других верить в Него, чтобы общество могло функционировать и выжить. Но к удивлению Иисус говорит, что это неверно: "Если нет Бога и неба, должны все об этом знать. "В доме Отца Моего обителей много, а если бы не так, то я сказал бы вам" (Иоан.14:2). Допустим, что Бога нет, нет Учителя, нет Судьи, должны ли мы как можно быстрее всевозможные удовольствия из жизни выжать? Возможен еще и другой вывод.
*** В 17-м веке, когда атеизм не был распространен среди евреев, один еврей сказал раввину: "Я не верю в Бога". Раввин обнял его и сказал: "Как я тебе завидую! Состояние твоей души гораздо лучше моего. Когда я вижу человека бедного, больного или несчастного я утешаюсь мыслью, что Бог ему поможет. Но раз ты не веришь в Бога, то ты должен помочь им. Все в твоих руках и все что делал бы Бог, если бы существовал, живи свет засияет тебе." Кому моему сыну Михаилу было лет пять он говорил что-то подобное. На молитвенном собрании он слышал как я молился о бедной семье. Вдруг он прервал меня: "Зачем говорить Богу об этой беде? Сунь руку в карман и дай твои деньги бедным." Между 1907-м и 1912-м годами в России существовал сегмент большевистской партии, который назывался "Богоискатели" или "Богостроители". К нему принадлежали такие известные имена как писатель Максим Горький и Луначарский, ставшем позже министром культуры при Советском правительстве. Они рассуждали так: "поскольку Бога нет, будет действовать так как действовал бы Он, давайте соорудим Бога." Они рассуждали как тот раввин. Ленин ожесточенно боролся против этой группы. Он боялся, что приверженцы ее очень скоро осознают свою неспособность быть богоподобными. Они могут также заключить, что какая-то божественная сила внушила им это желание. Да, по-видимому не нужно быть уверенным в существовании Бога, прежде чем начать ходить Его путями. Только признание того, что понятно, приведет нас к намеренному невежеству. Было бы благоразумнее поступить как ученые. Священник Грегор Мендель стал отцом генетики уже почти за сто лет до того, как гены и хромосомы были вообще открыты. Но потому что его идет вносили слишком большой переворот в науку, ему не удалось сдать даже педагогического экзамена. Ему сказали: "В обращении с живыми организмами невозможно ожидать точность. Это не физика, где возможно измерение длины, силы, и скорости. Жизнь слишком таинственна и сложна для мерки или часов. Невозможно измерить аромат цветов". Но он знал, что Бог любит числа. Даже одна из книг Библии называется "Числа". Слово Божие говорит, что у Бога сочтены все звезды и даже волосы на нашей голове. Без всяких доказательств Мендель знал, что определенные законы наследственности должны существовать. Что возможно предсказать до какой степени или какого поколения передаются потомству родительские качества. Природа не может быть нерациональной и непостижимой. На основании предположений веры он открыл законы генетики, ничего не зная о генах. Его закон об отделении все еще в силе. Неизвестные ему сущности он назвал факторами. И мы можем иметь дело с неизвестным "фактором", которого другие называют "Бог". Последуйте совету раввина и сделайте его вашим примером. Начните вникать в понятие "Бог", даже не зная Его. Франсис Бэкон писал: "Начав с уверенностью, человек оканчивает сомнениями, а начав с сомнений он станет уверенным." Поэтому начинайте сомнениями. |
Пишите нам
Сайт не стоит на месте. Мы планируем размещать больше материалов о различных ересях в мире, и вы можете помочь нам в этом. Присылайте нам ваши замечания, предложения, все что посчитаете нужным. Если вы с чем-то не согласны, тоже пишите, будем рады помочь. Сайт будет расти только благодаря вам! Так что пишите: Калкавура Игорь