«Испытывайте самих себя, ввере ли вы; самих себя исследывайте....» (2Кор.13:5)

Часть 3

Быстрое выздоровление

Духовные люди не изолированы от происходящего вокгуг них. И вовсе не безгрешны. Они переживают обиды и разочарования и, как и все остальные люди, ежедневно подвергаются искушениям.

От остального мира их отличает реакция на происходящее. Когда обстоятельства повергают их в панику, и у них бывают срывы. Но духом они не падают. Они переключают внимание на картину окружающей жизни, признают, что душевный мир исходит от Бога, а затем идут дальше. Он не дают разочарованию и скорби завладеть собою, не открещиваются и не бегут от них, но и не слишком на них задерживаются. Они сосредотачиваются на духовном, ибо знают, что “помышления духовные - жизнь и мир”(Рим.8:6).

Когда исполненные Духом верующие сталкиваются с несправедливостью, они возмущаются и переживают разочарования. Бывают даже периоды, когда их сознание затуманивают мысли об отмщении, но вскоре они опять обретают правильный взгляд на вещи. Они вновь обращаются к истине, напоминая себе, “что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим.8:28) и что верующим не должно отвечать злом на зло (см.1Петр.3:9). Повтояю, они не уклоняются от боли, просто смотрят на нее иначе. Они предпочитают не ожесточаться. Прощая, они идут дальше, и период выздоровления бывает очень недолгим.

Христиане, исполненные Духом, не совершенны. Они тоже борются с плотью. Они могут быть и недобрыми, и бесчувственными, как все люди. Но реакция на окружающий мир резко выделяет их среди всех остальных. Когда они сознают свой грех, они спешат попросить прощения. Примирение занимает высокое место в их системе ценностей. Верующие, поступающие по Духу, легко признают себя виновными. Их внутреннее спокойствие дает им свободу и кристальную ясность.

В следующей главе мы поговорим о взаимосвязи между силой Божьей и плодами Духа. Однако прежде чем перейти к ним, я советую вам составить перечень тем для размышлений. Не будем повторять моей ошибки. Запомните, что в замысел Божий не входит сосредоточить все наше внимание на плодах Духа. Просто это объективный критерий нашей зависимости от Него и чуткости к Нему.

Подумайте вот о чем:

* Можете ли вы сказать, что в вашей жизни присутствуют: любовь, долготерпение, верность, радость, доброта, кротость, мир, праведность, самообладание?

* Что думает об этом ваш лучший друг? А ваша супруга (супруг)?

* Реагируете ли вы на перемены в окружающем мире? Утрачиваете ли вы мир и радость при смене обстоятельств? Надолго ли?

* Трудно ли вам просить прощения? Оттягиваете ли вы этот момент? Или вы не можете заниматься ничем другим, пока вы не справитесь с этой трудностью?

* Обнаруживают ли члены вашей христианской общины, которыми вы восхищаетесь, плоды Духа? А те люди, кому вы помогаете материально?

* Какие из перечисленных девяти качеств вы бы больше всего хотели видеть в своей жизни? Готовы ли вы начать молиться об этом?

Податель даров

Из всех моих проповедей ни одна не привлекла такого внимания прихожан, как проповедь о духовных дарах. Люди с огромным интересом относятся к духовным дарам. Об этом написано множество книг. Существуют всевозможные тексты, по которым вы можете определить свой дар или дары. И все же, несмотря на всю доступную информацию, вокруг этого вопроса пр-прежнему творится неразбериха и даже ведется полемика.

В Библии можно найти немало упоминаний о духовных дарах. Я хотел бы тщательно проанализировать каждый из стихов на данную тему, но ограничусь разговором о значении этих даров в связи с жизнью в Духе. Пожалуй, неразбериха, связанная с ними, происходит из-за желания понять, что же это такое, в отрыве от духовной жизни.

Неожиданное напоминание

Недавно я фотографировал один живописный каньон. Я шел вдоль берега небольшого залива, подыскивая место, где можно было бы присесть, как вдруг обнаружил себя лежащим на боку с подвернутой рукой. Как всякий порядочный фотограф, первое, что я сделал, - стал искать фотоаппарат. Удивительно, но он оказался у меня в правой руке. На нем не было ни единой царапины. Я осторожно перевернулся, чтобы посмотреть, что произошло с левой рукой. Плечо было в порядке, но вот запястье... кажется, в двух местах перелом.

Положив фотоаппарат на землю, я медленно встал. Мне хотелось присесть и собраться с силами. Глаза наткнулись на большой плоский камень совсем близко от меня. Я сделал несколько шагов и сел на него. Вскоре меня увидел приятель. Я рассказал ему, что случилось, вернее, то, что смогло удержать мое сознание.

- Как это тебе удалось фотоаппарат не разбить? - спросил он.

- Сам не знаю, - ответил я. - Наверно, когда падал, я инстинктивно прижал его, а левую руку выставил, чтобы подстраховаться.

Рентген подтвердил мои предположения. Я действительно выставил левую руку. Если бы я этого не сделал, я бы все кости переломал.

Эта ситуация напомнила мне, насколько члены тела зависят друг от друга. Запястье приняло на себя всю тяжесть падения. Ноги подняли меня. Глаза выбрали место, где я мог бы присесть. Ступни привели меня и поврежденное запястье к врачу. А вторая рука поддерживала сломанную, пока мы выбрались из каньона.

Теперь вообразим на минуту, что мои руки, ноги, кисти и запястья - отдельные личности. “Эй, лучше ты прими на себя дополнительный вес!” - говорит левая рука. А правая отвечает: “Ты шутишь? Он падает на тебя, а не на меня! К тому же виновата нога. Если бы он хорошенько смотрел, куда идет, ничего бы не случилось”. Тут в разговор вступает нос: “Пусть кто-нибудь сделает хоть что-то. Кажется, дело серьезное”. “Не кричи на меня, - отвечает левая рука. - Я ничего плохого не сделала. И я не обязана...”

Тут я грохаюсь на камни, и у меня куда больше поводов для беспокойства, чем сломанное запястье. Если бы члены нашего тела действовали независимо друг от друга, нас охватило бы страшное смятение!

Одно тело

Духовная жизнь - это взаимозависимость. Мы должны оставаться зависимыми от Святого Духа. Но жить мы должны, завися друг от друга.

Как члены физического тела действуют в зависимости друг от друга, чтобы выполнять волю головного мозга, так же и члены Тела Христова должны работать вместе, чтобы выполнять Его волю. Апостол Павел возвестил: “Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... И вы - тело Христово, а порознь члены”(1Кор.12:12-27).

Попробуем взглянуть на эту знакомую аналогию по-новому.

Каждый член тела играет свою роль

Вы - часть живого организма, называемого Телом Христовым или Церковью. Вы не являетесь целостным организмом, вы только его часть. На духовном, так же как и на биологическом уровне, ваше выживание зависит от здоровья и благополучия всех остальных членов организма. И наоборот: их здоровье и благополучие зависят от вашего. Вы не являетесь независимым деятелем.

Если какой-нибудь член вашего организма начинает действовать независимо от других или перестает действовать вообще, вы незамедлительно принимаете меры, чтобы решить эту проблему. Вы не скажете: “Подумаешь, легкое! В конце концов, у меня их два”. Или: “У меня еще девять пальцев в запасе. Как нибудь обойдусь без сломанного”. Члены вашего организма настолько взаимозависимы, что они состязаются за возможность заботиться друг о друге. Вернемся к примеру апостола Павла: “Не может глаз сказать руке: “ты мне не надобна”; или также голова ногам: “вы мне не нужны””(1Кор.12:21).

То, что справедливо для физического организма, справедливо и для Тела Христова. Нельза сказать одному члену: “Ты мне не надобен. Не хочу восстанавливать отношений с тобой. Я отлично могу обойтись без тебя. Пойду своей дорогой, и на мне это никак не скажется”. Все это будет лишь самообман.

Апостол Павел говорит о реальном Теле Христовом: “Не Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуется все члены”(1Кор.12:24-27).

Понимаете ли вы эту мысль? В Теле не должно быть разделений. Напротив, забота друг о друге должна считаться почетной. Почему? Потому что, когда один член страдает, мы все страдаем, подобно физическому организму.

Что будет с организмом, если мы не позаботимся о больных органах? Прежде всего, действующие члены будут вынуждены взять на себя функции вышедших из строя. В итоге непропорцианально высокая нагрузка вызовет преждевременную изношенность и повреждения в здоровых органах, и они начнут отказывать. А это грозит неминуемой ранней гибелью. Вам ничего не напоминает эта картина?

Посмотрите внимательно на положение дел в американских церквах. Вышедшие из строя члены - это рубцы на Теле Церкви. Их или не лечат, или отказывают им во внимании. А здоровые члены изо всех сил стараются восполнить бездействие пассивных членов и буквально сбиваются с ног. И я вижу, как смерть поражает общины то тут, то там. Вопреки призыву жить без разделений, они поражают наши церкви.

Каждую неделю - буквально каждую, я разговариваю по телефону или получаю письмо от пастора, чья церковь или переживает или переживает раскол или близка к нему. До меня доходят нескончаемые истории о внутрицерковных конфликтах. И причина всегда одна и та же - вышедшие из строя члены Тела.

Недавно воскресным утром мы с женой возвращались из Северной Каролины. Проезжая небольшой городок, я не мог надивиться, сколько же там было церквей. Они пестрели повсюду, и возле каждой стояли машины. Я сказал жене: “Представь, какое влияние они могли бы иметь, если бы объединились в одну организованную силу”. В то утро мы проезжали еще несколько городков, и в каждом было множество церквей. Не поймите меня превратно. Я целиком и полностью за то, чтобы люди свободно молились там, где им нравится. Но я достаточно долго наблюдал эту ситуацию и знаю, сколько церквей совершенно парализованы. Достаточно посмотреть на автостоянку возле них.

Задумайтесь, зачем городу с населением в пять или десять тысяч человек пять или шесть баптистских церквей? Могу вам подсказать. Дело в том, что многие прихожане не могли поладить друг с другом. Началось соперничество. Соперничество между церквами одной или разных деноминаций не может радовать нашего Господа Иисуса Христа! Представьте себе, что члены нашего тела состязаются друг с другом: одна нога стремится обогнать другую, пальцы соревнуются друг с другом в беглости, ступни стремятся переиграть кисти. тело в таком состоянии не может выполнять простейших задач.

Органы управления

“Ну и что, - скажете вы, - в чем тут проблема? И какое все это имеет отношение к духовной жизни или дарам?” Именно к этому мы сейчас и перейдем.

Когда член физического тела действует совершенно (или частично) независимо, обычно это бывает связано с тем, что данная часть организма не получает нужного сигнала из мозга. Причин тому множество. Но, как правило, все налаживается, если исправить нужный контакт.

Вышедшие из строя члены Тела Христова страдают от такого же недуга. Разница в том, что способность получать необходимый сигнал у них есть, а вот подчиниться приказу они не хотят. Проблема не в способности, а в непроницаемости.

Глава Тела - Христос (см.Еф.5:23). Он уполномочен управлять Церковью. Мы должны принять от Него сигнал все вместе и каждый в отдельности. У Него есть замысел о Церкви, так же, как и промысел о вас и о вашей жизни. На самом деле они пересекаются. То, что вы делаете или отказываетесь делать как индивид, как член Его Тела, касается всего Тела. Ваше участие имеет огромное значение. Божья воля о вашей жизни включает: 1) определение вашего места в Его Теле, 2) исполнение вашего долга.

Мы противимся такой подотчетности. Большинство из нас скорее предпочли бы быть свободными художниками в христианской жизни. Держать ответ перед Христом - это одно, но отвечать перед целым Телом Христовым - совсем другое.

Независимо от того, как далеко вы продвинулись в своей личной святости, вам всегда будут необходимы другие верующие. Не потому, что вы слабы. Не потому, что Бога для вас недостаточно. Напротив, Бог именно так задумал. Духовная жизнь - не миссия одиночки. Она не простит вам отчуждения и изоляции от других христиан. Верующий, который отрывается от стада ради собственного “духовного делания”, поступает не по Духу.

Нельзя поступать по Духу отдельно от всего Тела Христова. Это невозможно: у вас ничего не получится, и у других никогда не получалось. Так не было задумано. Водимые Духом христиане - не одинокие странники. Их не обольщают дешевые фразы типа “Бог и я - в большинстве”. Вместо этого они активно добиваются хороших отношений с другими верующими. Они стремятся влиться в общее дело и не сидят сложа руки, пока остальные трудятся. Водимые духом мужчины и женщины используют всякую возможность внести свою лепту в общую копилку.

Взять на себя часть ответственности

Роль личности в Теле Христовом определяется ее духовными дарами. Духовный дар - это особая способность. Один писатель определил ее как “способность эффективно и действенно исполнять служение в качестве члена Тела Христова Церкви”. Билли Грэм сравнивает духовные дары с инструментами. Каждый член Тела Христова получил по крайней мере один из этих инструментов для созидания Тела.

Ведутся долгие дискуссии о различии духовных даров и природных талантов и способностей. Однако Библия ничего не говорит об этом, поэтому мы тоже умолчим. Я знаю одно: и духовные дары и таланты - от Бога.

Распределяя и сложно переплетая духовные дары, Бог создает систему, благодаря которой 1) каждый верующий играет важную роль в Теле Христовом и 2) верующие совместно трудятся для выполнения Его всеохватного замысла.

Святой Дух наделяет дарами согласно Своей воле. А Его воля согласуется с замыслом Отца о Церкви.

“Дары различны, но Дух один и тот же... Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом... Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно”(1Кор.12:4-11).

Нужно подчеркнуть три истины, содержащиеся в этих стихах.

1. Духовные дары - проявление Духа (см.1Кор.12:7).

Сила Духа проявляется тогда, когда верующий использует свой дар. Делать то, к чему он или она способны, - не просто личное дело каждого, поскольку духовные дары - это проявление Святого Духа. Это легко признать, когда дары проявляются эффектно. Например, мы легко приписываем Богу чье-нибудь чудесное исцеление. Но когда кто-то проявляет дар милосердия, мы говорим: “Да чего же славный человек!” или “Он такой прекрасный слушатель”. Дар милосердия, или раздавания, или устроения - такое же проявление Святого Духа, как и дар исцеления или чудотворения (см.1Кор.12:10).

Теперь хорошо было бы подумать вот о чем. Если духовная жизнь включает чуткость к голосу Святого Духа и если Дух проявляется через дары, то как может человек поступать по Духу и при этом не проявлять свой дар? Разве такое возможно? Святой Дух откроется присущим лишь Ему образом через вас, через проявление вашего дарования. Отказаться от своего дара - значит сказать “нет” Святому Духу.

2. Духовные дары даются для общего блага Тела (см.1Кор.12:7).

Первая цель духовных даров - созидание Тела Христова, а не личное вознаграждение одного из его членов. Нос не имеет самостоятельной ценности отдельно от всего тела. То же самое относится к определенному духовному дару. Его ценность определяется полезностью и пригодностью для всего Тела.

Для тех, кто знаком с историей апостола Павла, это не секрет. Но я не устаю удивляться утилитарному подходу к этому вопросу со стороны некоторых верующих. Создается впечатление, что они пытаются стяжать духовные дары ради собственного блага. Это тенденция нередко характеризует тех, кто считает, что им открылась более глубокая истина. Они любят говорить: “Знаете, пастор, проповеди мне ничего не дают ”. Обратите внимание, что такие люди сосредоточены на своем “я”. Мол, я нисколько не выгадываю от присутствия в Церкви.

Чем духовней человек, тем активнее он участвует в созидании Тела Христова. Почему? Потому что, предоставив всю полноту власти Святому Духу, он получает возможность постоянно проявлять духовные дары ради общего блага Тела. А это предполагает принадлежность к Нему.

Есть люди, выступающие против церковности как таковой и предпочитающие молиться в одиночку дома. Христиане, придерживающиеся такой философии, еще не исполнились Духом. Они не используют свои дары ради всеобщего блага, к чему нас постоянно зовет Святой Дух. Они сказали Духу “нет”.

Не поймите меня превратно. Традиционная церковность действительно иссушила многих верующих. Но нравится им это или нет, знают они об этом или нет - как правило не знают, - они являются частью организованного Тела. Тела, в котором каждый член играет важную роль. Тела, которое не может как следует функционировать без них. Чтобы испытать силу Святого Духа в своей жизни во всей ее полноте, они должны прийти в состояние, когда Дух может свободно выразить Себя через них ради общего благо верующего. Мужчины и женщины, поступающие по Духу, неизбежно должны проявлять свои духовные дары внутри Тела Христова. Отговорки обычно придумывают поступающие по плоти.

Говоря о созидании Тела, мы не обязательно имеем в виду созидание чего-то большего. Дары даны нам, чтобы помочь развитию здорового организма. Духовные дары - это Божественный способ распределения благодати. Когда мы их используем, мы действуем как руки и ноги Христовы. Мы становимся чем-то большим, чем просто Его представители. Наши дары позволяют нам стать каналами, по которым передается жизнь и распространяется служение Христа. Когда мы используем наши дары во благо всей Церкви, мы открываем личность Христа на земле.

Скажем, человек потерял жену и ему легче пережить это, если он знает, что когда-нибудь снова встретится с нею. Но это не может сравниться с тем облегчением, которое ему могут дать друзья, готовые поддержать, выслушать и помолиться вместе с ним. Когда верующие, обладающие даром милосердия, собираются и выслушивают его, когда кто-то имеющий дар устроения, занимается похоронами, когда гостеприимный сосед приглашает провести несколько дней в кругу его семьи, - когда все это вместе складывается, словно Сам Христос нисходит, чтобы проявить заботу об одном из Своих чад. С помощью духовных даров верующие передают частицу Божественной благодати этой раненой душе.

Когда мужчина или женщина, наделенные даром раздавания, оплачивают чей-то счет, это проявление Божьей благодати. Когда пастор, обладающий ораторским даром, произносит проповедь, для общины это проявление Божественной благодати. Когда верующий, наделенный даром служения, отдает свое время для решения чужих проблем, это - Божественная благодать в действии. Так Христос действует через Свое Тело. Это нечто большее, чем просто человеческая доброта. Это чвление Христа на земле.

В связи с этим мне вспоминается маляр, который работал на крыше и поскользнулся. Уже на самом краю он закричал: “Господи, помоги!” - и в ту же секунду зацепился комбинезоном за гвоздь и повис над водосточным желобом. Выбравшись обратно на крышу, он сказал: “При чем тут Бог? Меня гвоздь спас”.

Многие верующие, подобно этому маляру, не замечают Божьих благодеяний. То, что им кажется чисто человеческим, на самом деле является действием Господа. Когда мы своими дарами служим другим, мы становимся каналами, через которые действуют Божественная благодать и сила. Когда вы слышите о нуждающихся верующих, мало только молиться о них. Станьте сами проявлением небесной отзывчивости. Используйте свой дар. В конце концов, не странно ли молиться о ком-то, нуждающемся в материальной помощи, когда у вас есть возможность помочь ему? Неужели вы думаете, что Бог печатает деньги, которые сыплются с неба? Разумеется, нет. Его замысел состоит в том, чтобы люди сами помогали своим ближним. Поэтому Он одаривает нас. Когда в руку вонзается заноза, что делает другая рука? Молится? Конечно, нет. Она начинает действовать, чтобы справиться с помехой. И когда вы используете свой дар, чтобы решить проблему другого верующего, вы становитесь рукой Христа.

Боюсь, что современная Церковь упустила из виду этот принцип. Вместо того чтобы организовать помощь Телу, мы нанимаем пасторов и ждем, когда они это сделают за нас. Если у пастора не хватает одного или нескольких даров, прихожанин или прихожанка должны включиться в новую модель общения. В этой новой модели обычно присутствуют те дары, которых недоставало старой, но, естественно, ей не хватает прежней силы. Как только эти затруднения улажены, поиск продолжается.

Бог дает пастырей своей Церкви не для того, чтобы они решали проблемы за паству. Пастыри должны научить члены Тела справляться с нуждами друг друга:

“И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова...”(Еф.4:11-12).

Поместная церковь, не понимающая этих стихов, не заслуживает пастыря. Почему? Потому что пока прихожане не поймут, они будут ждать от пастыря такого служения, в котором проявились бы все дары. Ситуация проигрышная. В результате начнется повальная эпидемия разочарования, и люди начнут отходить от духовенства.

Перечисленные в Послании к Ефесянам дары я называю укрепляющими. Они помогают остальным членам нести свое, а не выполнять чужое служение.

Несколько лет назад мы пригласили к нам в церковь одного евангелизатора. Этот молодой человек, несомненно обладал даром проповеди. Куда бы он ни направлялся, он убедительно, но без всякого фанатизма возвещал Евангелие. Но самый большой вклад в нашу работу - не люди, которых он ведет ко Христу. Его главная обязанность - передать нашим прихожанам искусство евангелизации. В результате его самоотверженной подспудной работы сотни людей пришли к вере во Христа. И произошло это не ценой напряженного неусыпного бдения, но благодаря подготовке людей, которые претворили в жизнь то, чему их выучили. Такова сила даров в действии.

Подумайте вот о чем:

Если духовные дары - главные средства распределения Божественной благодати среди Его народа, что в таком случае можно сказать о верующих, которые отказываются проявлять свои дары во блага Тела?

На ум приходят четыре вещи:

1. Они обкрадывают Тело Христа.

2. Они вынуждают других членов нести их ношу.

3. Они висят мертвым грузом на Теле, как парализованные конечности.

4. Они утратили контакт с Духом Божьим.

Не слишком ободряющий итог. Нам еще раз напомнили, что никто из нас не является духовным островом. Наше духовное становление так же, как становление всей Церкви, зиждется на нашей готовности к совместной работе.

А что решили вы? Вы уже включились в него? Используете ли вы свой дар на благо всего Тела? Поощряете ли вы членов вашей семьи реализовать их дары или только препятствуете этому?

Я знаю, чем вы заняты. За редким исключением - бизнесом. Быть может, воскресенье - единственный день, когда ваша семья может что-то сделать сообща. Если вы были в разъездах всю неделю, к предстоящей можно подготовиться в воскресенье. Ваши прогулки к озеру в выходной день могут помочь вам сбросить ярмо руководителя, каковым вас привыкли видеть в церкви. Клуб деловых людей и другие общественные организации не позволяют вам посещать службы в вашей церкви по будням или участвовать в церковных группах. Но осмелюсь заметить, что ваша занятость не освобождает вас от обязанностей по отношению к Телу Христову. У вас своя важная роль, которую можете исполнить только вы. Ваш богоданный дар может заметно помочь вам в ваших светских занятиях, но эти занятия должны стоять на втором месте после служения Богу. Божья воля диктует вам и вашей семье использовать духовные дары на благо Его народа. Если ваша приходская церковь не предоставляет вам для этого достаточно гибких возможностей, найдите другую. Но, что бы вы ни делали, используйте свой дар! Апостол Петр призывал к этому верующих своего времени: “Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь”(1Петр.4:10-11).

И вновь мы видим, что акцент сделан на использовании наших даров для служения ближним, а не себе. Петр был настолько убежден, что Бог открывается непосредственно через наши дары, что рискнул предложить говорящему говорить от лица Божьего и служить по силе, которую дает Бог.

Последний пример объясняет одно явление, с которым я сталкивался в церквах по всей стране. Когда люди служат в контексте их духовных даров, кажется, что они делают это без всяких усилий. Они не ведают ни стрессов, ни усталости. В сущности, они получают от своего служения такой заряд энергии, что обычно готовы к еще большим свершениям. С другой стороны, предложите такую же работу кому-нибудь, кто не имеет необходимого дара, и она станет источником тяжелых потрясений. Через короткое время человек окажется совершенно измученным.

Мэри Геллерштадт - отличный тому пример. Мэри работала в нашей церкви несколько лет. У нее были дар устроения и организаторские способности. Сколько бы дел я ни возлагал на нее, она справлялась с ними. Казалось, она только расцветает от этого. Я был буквально сражен ее работоспособностью! В ее работе не было никакой торопливости. Насколько я знаю, она все успевала в срок. Мэри была в своей стихии, занимаясь административной и организационной деятельностью. Она мечтала взяться за новые обязанности, которые требовали все новых даров.

А теперь возьмем меня. Выражение “административная деятельность ”повергает меня в трепет. Одна мысль о ней утомляет. Ничто не отнимает у меня столько сил. Все, что я должен делать по административной линии вызывает ужас. В эти минуты мне больше всего хочется позвонить на службу и сказать, что я болен. Но, к сожалению, в моем положении звонить некому.

С другой стороны, я не понимаю, почему кто-то боится выйти перед толпой людей и заговорить. Это же великолепная возможность! Я жду не дождусь воскресного утра. Иногда я бываю так взбудоражен в субботу вечером, что не могу уснуть. Ничто так не увлекает меня, как проповедь Слова Божьего. Проповедуя, я почти не чувствую напряжения. И я столь же воодушевлен в конце службы, как и в начале.

Когда мы служим ближним через наши дарования, мы приникаем к неистощимому источнику силы и могущества Божьего. Когда мы проявляем свои дары, Святой Дух действует через нас больше, чем в любое другое время. Мы делаем то, что были призваны и обучены делать. Мы ощущаем прилив энергии и радости сверх всякой меры.

Служение людям при помощи природных дарований - совсем другое дело. Наверное, это главная причина, почему столько христиан выдыхаются в церковной деятельности. Вместо того чтобы найти свое место, где можно было бы использовать духовные дары, они хватаются за любую работу, то и дело попадающуюся им под руку. Они делают все возможное, пока у них хватает сил, а потом уходят.

Я знаю человека, работающего в воскресной школе, где прихожане преподают по очереди. Мягко говоря, он не в восторге от преподавания. Он любит Бога и свой класс, но преподавание - не его призвание. Он со страхом ждет воскресного дня, когда должен будет давать урок. По его словам, он предпочел бы перепилить воз дров.

Некоторые плохо осведомленные люди скажут на это: “Пожалуй, он не слишком предан своему делу!” Но нет ничего более далекого от истины. Дело не в преданности. Дело в одаренности. Тот же человек трудится в церковном комитете по долгосрочному планированию. Когда его церковь решила построить новое здание, было решено, что пастор и несколько членов комитета посетят другие церкви и осмотрят их. Этот человек немедленно взялся организовать эти поездки и оплатить их. На основании того, что я знаю об этом человеке, я бы приветствовал его участие во всех наших комитетах. Но не приглашал бы его преподавать!

3. Духовные дары распределяются по воле Святого Духа (см.1Кор.12:11).

Последний вопрос, который я хотел бы обсудить в связи со словами апостола Павла о духовных дарах, заключается в том, что Святой Дух решает, кто получает тот или иной дар. В последнее время много рассуждают о получении определенных даров. Но не лучше ли предоставить разделение даров Святому Духу? Апостол Павел говорит: “Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно”(1Кор.12:11; курсив мой).

А через несколько стихов добавляет: “Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно”(1Кор.11:18; курсив мой).

У Бога широкий кругозор. Он точно знает, сколько и чего необходимо Церкви. Его угол зрения дает возможность поддерживать образцовый порядок и равновесие.

Однако многие христиане ищут даров, различных даров. Это становится чем-то вроде игры в пасхальные яйца: люди стремятся заполучить все новые и новые.

Я слышал, как одна дама сказала: “У меня их девять!” Я наклонился к человеку, с которым она разговаривала, и спросил: “Девять чего?” Он ответил: “Девять духовных даров. Она молится о двенадцати. Как только Бог дает ей новый, она рассказывает об этом мне”. Мне хотелось сказать: “Простите, милочка, а сколько плодов Духа вы приносите?” Но меня никто не спрашивал. К тому же она могла быть жертвой неправильного наставничества.

Одна из причин, почему столько людей стремится получить новые дары, в том, что им кажется, будто апостол Павел призывает верующих именно к этому: “Ревнуйте о дарах больших...”. “Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать; но не запрещайте говорить и языками...”(1Кор.12:31; 14:39).

Допустим на мгновение, что эти стихи относятся к приобретению новых даров, то есть апостол Павел поощряет верующих просить Бога о новых и новых дарах. Если дело обстоит именно так, мы ловим Павла на противоречии. И вот почему. Он говорит, что нет таких даров, которые давались бы каждому верующему: “Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?”

В этом перечислении он особенно подчеркивает дар пророчества. Позже он снова возвращается к этому и говорит: “Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать...” (1Кор.14:39). Но если не каждый имеет пророческий дар, как же поощрять к нему всех и каждого?

Недоумение вырастает из неправильного понимания того, что апостол Павел имеет в виду, говоря: “ревнуйте”. Можно предположить, что он хочет сказать “просите у Бога”, или “молитесь”, или “старайтесь”. Но он имеет в виду совсем другое. Он уже трижды сказал, что Святой Дух решает, какой дар кто получает. Зачем же ему поощрять верующих молиться о дарах, которые Бог уже выбрал для них? Делать это - значит проявлять маловерие.

Оборот “ревнуйте о...” - перевод с греческого. Интересно, что он снова появляется в середине того же Послания, но на сей раз переводится по-другому в наших английских Библиях: “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится...”(1Кор.13:4).

Одно и то же слово переводится как “ревновать” в 12-й и 14-й главах и “завидовать” - в 13-й. В чем тут дело?

Это слово трижды встречается в Посланиях апостола Павла и всякий содержит в себе идею ревности в положительном смысле - ревности как восхищения чем-то (см.2Кор.11:2; Гал.4:17,8). Почему же Павел выбрал это слово для описания нашего отношения к дарам?

Павел наставляет верующих “подвизаться в молитвах”(см.Кол.4:12; 1Фес.3:10). Но тут он употребляет другое греческое слово. Он не побуждает верующих стремиться к новым дарам. Что же он хочет этим сказать?

Павел наставляет верующих Коринфа высоко ценить их духовные дары. “Воздавайте им высокую честь, - говорит он, - особенно главным дарам”. Он хочет сказать, насколько высоко должен цениться пророческий дар, так что его нужно не домогаться, а ревновать о нем, ибо он стоит на втором месте после апостольства. В других случаях он говорит “достигайте”: “Достигайте любви”(1Кор.14:1). Мы не можем достичь ее во всей полноте. И тут мы вдруг видим, что круг замкнулся: Павел называет любовь в ряду плодов Духа (см.1Кор.13). Подытожим мысль апостола: если у вас есть все дары на свете, но в вашей жизни отсутствует плод Духа, они ничего не значат! Дары чрезвычайно важны. Но без плодов Духа они ничего не стоят.

Если бы христиане, стяжая плоды Духа, проводили столько же времени, сколько они тратят на стяжание Его даров, Тело Христово только бы выгадало от этого. Что для вас предпочтительней: работать на шефа, который непрестанно ищет новых даров, или на того, кто занят поиском новых плодов? Какого супруга вы бы предпочли: сосредоточенного на выявлении своих даров или на том, чтобы дать Святому Духу произвести плоды в его или ее жизни?

Именно плод, а не дары доказывают зависимость верующего от Святого Духа. Каждый получает свой дар. Обладание даром еще не свидетельствует о нашей чуткости к голосу Духа. Проявление дара тоже ничего не доказывает. Десятки раз я проявлял свой дар из эгоистических побуждений. По слову апостола, целью наших усилий должна быть любовь.



Пишите нам


Сайт не стоит на месте. Мы планируем размещать больше материалов о различных ересях в мире, и вы можете помочь нам в этом. Присылайте нам ваши замечания, предложения, все что посчитаете нужным. Если вы с чем-то не согласны, тоже пишите, будем рады помочь. Сайт будет расти только благодаря вам! Так что пишите: Калкавура Игорь
 
RO
EN