Как открыть свой дар
Вероятно, самый распространенный вопрос, который задают в связи с этим: “Как нам открыть свои дары?” Когда люди спрашивают так, я всегда отвечаю: “Какой вид служения Богу доставляет вам максимальное удовольствие?” Заметьте, я не спрашиваю: “Как вы служите Господу?” Меня интересует, что вам нравится делать.
Вы получите удовольствие от проявления вашего дара. Вы с нетерпением будете ждать служения, в котором сможете использовать свой дар. С другой стороны, задачи, лежащие вне ваших интересов, не будут для вас столь увлекательными.
Существует несколько хороших тестов. Но, вероятно, наилучший способ открыть свой дар - попробовать себя в различных служениях. Когда вы найдете то, что вам по душе, вы это поймете.
Прелестная женщина добровольно идет работать в церковь в Миссисипи. Каждую весну она устраивает большую конференцию для юношества. Участники никак не могут понять, почему она это делает совершенно бескорыстно. И действительно, это нелегко объяснить. Она находит помещение для выступающих и музыкантов, создает комитет, который занимается регистрацией участников, подбирает информационные и рекламные материалы. И все это она делает одна. Сотни подростков пережили подлинную радость благодаря ее упорной работе и самоотдаче.
Однажды после такой конференции Энди заговорил с нею и спросил, как она начала работать с подростками. Она рассказала, что Бог ждал от нее служения Ему, но она не знала, что предложить. “Я хотела было поработать в детских яслях, но испугалась. Тогда я стала думать о преподавании, но и это меня страшило. А потом я услышала, что в нашем молодежном лагере нужна помощь по организации питания, и подумала: “Вот это я могу”. Еще не осознав ситуации, я уже взяла на себя эту работу и полюбила ее”.
Ответственный за работу с молодежью в церкви узнал, что у нее большие организаторские и административные способности. Сам он чувствовал, что его призвание - воспитание и наставничество, поэтому передал ей большую часть административной работы. Она нашла свое место. В ту пору она мало что знала о духовных дарах - просто понимала, что нашла дело, которое ей не надоест.
Работая на добровольных началах помощником ответственного за работу с молодежью, она задумала организовать молодежную конференцию. К счастью, церковь обратила внимание на ее дары и поощряла ее поиски. Весной они устроили первую конференцию, а в прошлом году отметили восьмую годовщину этого начинания.
Большинство людей открывает свои дары точно так же. Они просто находят себе служение и занимаются им. Если вы решите действовать таким же образом, учтите, что поиск может занять много времени. Не бойтесь менять работу. Ведь вы уходите не насовсем. Вы просто ищете себе место, на котором можно было бы обосноваться на долгое время.
Другой совет, который я бы хотел вам дать относительно вашего дара, заключается в следующем: сосредоточьтесь на плодоношении, и в результате вы откроете свой дар. Святой Дух хочет, чтобы вы познали природу своего дара. Следуйте Его зову и не прогадаете.
Не забудьте: вы представляете собой уникальное сочетание талантов, способностей и дарований, вы необходимый член Тела Христова. Вашу работу можете делать только вы. Так что не обманывайте остальных. Идите и принимайтесь за дело! Ибо это тоже часть чудесной жизни в Духе.
Подумайте вот о чем:
* Не тянет ли вас к духовному отшельничеству? Если да, сегодня же начните молиться о том, чтобы Бог установил взаимозависимость между вами и Телом Христовым.
* Открыли ли вы области, в которых Святой Дух особенно одарил вас?
* Как лучше включиться в работу, чтобы ваш дар максимально способствовал вашему приобщению к Телу Христову?
Крещение Святым Духом
Ни одно из действий Святого Духа не получало больше превратных толкований, чем крещение Духом. Когда я рос, я все время слышал, что крещение Святым Духом происходит с людьми после спасения. Время от времени я встречал людей, говоривших, что они “получили крещение” или “дар”. Расспрашивая их, я обнаружил, что эти выражения описывают опыт крещения Святым Духом. Подобные фразы в ходу и сегодня.
Помню, как я впервые увидел человека, “получившего крещение”.
Честно говоря, я испугался. На самом деле, это меня так обеспокоило, что я решил: мне это не нужно! К сожалению, это произошло задолго до того, как я взял на себя труд порыться в Писании и понять, наконец, что же говорит нам Слово Божье о крещении Святым Духом. Когда я это сделал, то пришел к двум выводам:
1. Библия внятно и последовательно объясняет, что такое крещение Духом - никакой путаницы не возникает.
2. Между библейским учением о крещении Духом и рассказами многих людей, утверждающих, что они его получили, очень мало общего.
С самого начала своего служения я решил, что моей путеводной звездой будет Библия и она же будет истолкователем моего опыта. То есть Библия станет эталоном жизни, линией поведения. Говоря об истолковании опыта, я имею в виду, что всегда буду отдавать предпочтение словам Писания, а не произвольным оценкам.
Я не стану толковать Писание через призму своего опыта. Это опасный путь. Он поднимает меня до роли судьи или адвоката Библии. И возникнет желание, чтобы Бог согласовал мой опыт со Своим Словом.
Я уже говорил, что знаю многих верующих, имевших важный опыт, связанный с их спасением. Некоторые приписывают этот опыт крещению Духом. Не мне судить, что происходило или не происходило с этими людьми. Могу только предостеречь их от оправдания или объяснения их опыта за счет целостности Слова Божьего о крещении Святым Духом.
Свидетельство Писания
Иоанн Креститель первым начал говорить об этом. Как Предтеча Христа Иоанн должен был подготовить народ к Его приходу. Четыреста лет прошло с тех пор, как пророк говорил с народом Израиля. Люди были недоверчивы. Иоанну предстояла рискованная миссия.
Иоанн много говорит о крещении Духом. Он постоянно подчеркивает, что Мессия, придя, будет крестить Своих учеников Святым Духом: “Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”(Мф.3:11).
И еще он говорит: “Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым””(Ин.1:33, см.также Мф.3:16, Мк.1:8, Лк.3:16).
По всей вероятности, люди того времени не имели ни малейшего представления, что означает крещение Святым Духом. У них могли быть свои теории, но никто в точности не знал, что имеет в виду Иоанн.
Но вот сюжет становится напряженней. Появляется Иисус. Иоанн узнает в Нем крестящего Святым Духом. Однако Иисус никого не крестит. Целых три года мы ничего не слышим о крещении Святым Духом. Наконец, в день Вознесения Иисус вновь возвещает о нем: “И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою; а вы через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым”(Деян.1:4-5).
В этих стихах Иисус приравнивает крещение Святым Духом к “обещанному Отцом” и, что еще важнее, к тому, что “вы слышали от Меня”. Подумаем об этом. К чему относятся эти слова? Что обещал Отец? Что они “слышали” от Иисуса о Святом Духе? Во время своего служения Он не упоминал о крещении Духом. Но теперь Он велит ученикам ждать крещения в Иерусалиме, крещения, о котором Он уже явно говорил им, того самого, что обещал Отец. Что Он имеет в виду?
Иисус говорит о нескольких беседах, которые у Него были с учениками перед тем, как Его схватили. Он обещал дать Святого Духа после того, как отойдет к Отцу: “И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет”(Ин.14:16-17, см.также Ин.15:26).
Обратите внимание на слова Христа о том, что Он умолит Отца дать Духа и Отец даст Его. Иисус обещает от имени Отца. Это то же самое, что Отец, обещающий дать Святого Духа.
Иисус описывал крещение Духом. Он не употреблял именно эту фразу. Но Его разъяснение в Деяниях (1:5) явно связывает два отрывка. Они говорят не о двух разных событиях - пришествии Святого Духа (см.Ин.14) и крещении Духом (см.Деян.1:5). Они повествуют об одном и том же.
Между тем...
Через несколько дней все разрешилось - Святой Дух нисшел. Но подумать только: ни слова не сказано о крещении Духом! Библия говорит, что все они были “исполнены” Духом. Что же произошло?
“При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились... И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать”(Деян.2:1-2,4).
Почему здесь не сказано: “И крестились все Святым Духом?” Разве не обещал этого Иисус? Разве не предсказывал Иоанн Креститель? Разве не обещал Отец?
Безусловно. Именно это и произошло. Они крестились, исполнились, в них вселились, влились реки воды живой (см.Ин.7:38-39), и они получили Его силу. Нет никакой разницы между этими названиями: Иисус, Матфей, Иоанн, Марк, Лука - все они употребляют разные слова, описывая схождение Святого Духа в сердца верующих.
Проходит долгое время после Пятидесятницы; Лука и Петр добавляют еще два выражения. Петр находился среди молящихся язычников, когда внезапно, по словам ап.Луки, “...Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников”(Деян.10:44-45; курсив мой).
Итак, Святой Дух сходит и изливается. Но разве это новое проявление Духа? Разумеется, нет. Это еще один способ описать вхождение Святого Духа в сердца верующих.
Мы знаем об этом из слов Петра о произошедшем. Обратите внимание, с чем он сравнивает это событие: “Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: “Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым”. Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?”(Деян.11:15-17, см.также Деян.15:8).
Итак, Петр рассказывает о том, что он увидел. Группа людей обратилась, и немедленно - без прошения, молитвы или подсказки - Святой Дух сошел на них. По словам Петра, то же самое произошло в горнице. И то же самое предсказывал Иоанн Креститель вначале.
Теперь, чтобы все связать воедино, посмотрим, как иудейские вожди в Иерусалиме объясняли происшедшее с этими язычниками: “Выслушав это, они успокоились, и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь”(Деян.11:18; курсив мой).
Почему им дано “покаяние в жизнь”? Почему они не сказали: “Бог крестил их Духом, как и нас”, или “Похоже, Бог дает язычникам Духа, как и иудеям”? Почему они заводят разговор о спасении? Потому что все это едино, это одно и то же.
Крещение Духом означает, что мужчина или женщина уверовали во Христа. Вот почему апостол Павел мог написать: “Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом”(1Кор.12:13; курсив мой).
Каждый верующий был крещен Святым Духом. Крещение символизирует наше слияние с Телом Христовым. Креститься в Тело - значит войти в Тело, а это происходит при спасении. Билли Грэм подтверждает: “После долгих библейских студий я убедился, что есть лишь одно крещение Святым Духом в жизни каждого верующего, и оно происходит в момент обращения”.
Источник недоразумения
Наверное, вы думаете: “Если это так просто, откуда такие недоразумения? Здесь, безусловно, есть что-то еще. Иначе почему же столько христиан убеждено в противном?”
Недоразумение главным образом происходит из-за описанной в Деяниях отсрочки между обращением и крещением Духом. Некоторые считают это нормальным ходом событий, поэтому они и поощряют верующих искать крещения Духом. В конце концов, ученики получили его позднее. Павел получил его позднее. Ученики Иоанна получили его позднее (см.19:1-7).
Отсрочка была необходима потому, что Святой Дух не мог прийти, пока Иисус не отошел к Отцу. Другого пути не было. Конечно, Он мог отложить Свой план спасения. Но тогда это осложнило бы задачу Иоанна Крестителя, проповедовавшего десяткам тысяч ветхозаветных иудеев. Божественный замысел в силу необходимости отсрочил крещение Духом для тех, кто был спасен до дня Пятидесятницы. Но произошедшее в день Пятидесятницы доказало, что Бог решил положить конец этой отсрочке.
Первое приглашение
Произошедшее в горнице вызвало бурю чувств в общине верующих. Со всех концов страны собрались иудеи, чтобы отпраздновать Пятидесятницу. Услышав, как Галилеяне говорят на разных языках, они изумились. Вскоре они начали задавать главный вопрос: “И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?”(Деян.2:12).
Петр воспользовался удобным случаем. Он призвал всех и подробно объяснил, что происходит (см.Деян.2:14-36). Далее в Библии сказано: “Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать мужи братья?”(Деян.2:37). Петр был готов. Он сказал: “...покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа”(Деян.2:38).
По мнению Петра, им не нужно было дожидаться Святого Духа. Им даже не нужно было просить о Нем. Им нужно было спастись. Вот единственное условие. Джон Стотт пишет: “Казалось бы, 3000 человек не могли пережить одно и то же чудо (шум с неба от сильного ветра, языки пламени или говорение языками). Однако они могли получить одно обетование и один и тот же дар (ст.33,39). Тем не менее между ними была разница: 120 человек уже переродились, получили прощение грехов и одновременно Дар Святого Духа - сразу же после того, как они покаялись и уверовали, без всякого ожидания.
Это различие между двумя группами, в 120 и в 3000 человек, имеет огромное значение, ибо нормой для сегодняшнего дня, безусловно, должна быть вторая группа, в 3000 человек, а не первая (как это нередко считают)”.
Единственный явный пример разрыва во времени между спасением и крещением Святым Духом мы находим в 8-й главе Деяний. Филипп проповедует самарянам и творит чудеса в подтверждение своей миссии. Огромное число самарян с жадным интересом взирают на все это, и многие приходят к вере.
Когда апостолы в Иерусалиме услышали о том, что происходит, они решили послать Петра и Иоанна в Самарию, помочь им в трудах и встретиться с Филиппом. Прибыв туда, они открыли, что недавно уверовавшие не получили Святого Духа.
Лука пишет: “Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого”(Деян.8:16-17).
Некоторые люди толкуют этот случай как доказательство того, что крещение Святым Духом происходит с помощью возложения рук. Но тут речь вовсе не об этом. Если бы все сводилось к возложению рук, Филиппу ничего не стоило бы возложить их на вновь уверовавших. В конце концов, Бог творил чудеса руками Филиппа (см.Деян.8:6). Почему им нужно было дожидаться Петра и Иоанна?
Возможно, вы знаете, что иудеи презирали самарян. Они считали их полукровками. Зачастую они даже готовы были за версту обходить их земли, лишь бы не столкнуться с ними. Остальное дорисуйте в своем воображении. Если бы уверовавшие самаряне автоматически получили Святого Духа в тот день, когда Филипп проповедовал им, что, по-вашему, могло бы произойти? Могла бы образоваться первая Самарянская церковь. Отсрочка вынудила иудеев признать, что их Бог принял самарян точно так же, как и их. Отсрочка объединила первые церкви.
Смысл события не в этом. И связь между возложением рук и крещением Духом тут ни при чем. Смысл в том, что апостолы должны были возложить руки на верующих самарян. Сделав это, они поставили печать одобрения на миссионерское движение самарян.
Имущие и неимущие
Раз в два или три месяца кто-нибудь подходит ко мне и спрашивает, совершаю ли я крещение. Я всегда отвечаю: “Да”, иногда уточняю: “Но не так как вы думаете”. Что меня больше всего смущает в этом вопросе, так это разделение в Теле Христовом. Запомним, одна из функций Святого Духа - дать возможность трудиться всем вместе, созидать единое Тело. Позиция, заложенная в этом вопросе: совершаю ли я крещение или нет, работает против единства Тела. Поэтому она не может быть духовной.
Библия не разделяет мысли о том, что одна группа верующих получает крещение, а другая не получает: “Нет двух групп верующих - одаренных и не одаренных, крещенных Духом и не крещенных”. Этот тип мышления противоречит всему, что говорит Библия о духовных дарах и Теле Христовом.
Я разговаривал с десятком искренне верующих людей, утверждавших, что крещение Духом существенно обогатило их христианский опыт и молитвенную практику, обострило жажду Слова Божия и усилило дерзновение. На это я отвечаю: “Фантастика!” Я всей душой стою за возрастание христианского опыта. “Но почему, - спрашиваю я их, - вы называете все, что произошло с вами, крещением Духом? Назовите это как-то иначе. Вы просто путаете причину и следствие”. Некоторые называют этот опыт “вторым крещением Духом”, но это еще хуже. В Библии нигде не говорится о втором крещении Духом.
Как я упоминал в начале этой главы, в мою задачу не входит судить о правильности или ошибочности опыта верующих. Опыт есть опыт. Но я не могу молчаливо взирать на то, как люди неверно толкуют Слово Божье, чтобы оправдать свой опыт. Р.С.Спраул прекрасно говорит об этом: “Я с удовольствием слушаю рассказы о возрастании веры, ревности о Боге, сосредоточенности в молитве и прочем. Но волнует меня не значительность опыта, а постижение его смысла. Именно истолкование опыта часто противоречит Писанию. Авторитетом должен быть не наш опыт, но Слово Божье”.
Энди рассказал мне смешную историю, которая может проиллюстрировать мою мысль. Несколько месяцев назад он начал совершать богослужения в нашем новом помещении. Прошло три или четыре месяца, и он начисто потерял сон. Мысль о будущем богослужении не покидала его. Он говорил, что будет лежать и молиться до самого утра. Это продолжалось из ночи в ночь. Через несколько дней он стал вставать, уходить в другую спальню и молиться там. Энди был убежден, что поднимает его на молитву Бог. Когда он рассказал мне, что происходит, то был очень взволнован тем, как Бог устроил его молитвенную жизнь. “Я даже не чувствую усталости на следующий день”, - сказал он.
Через две недели его жена забила тревогу. Он принимал лекарство от гриппа, и Сандра подумала, что между этими двумя явлениями есть связь. Она вызвала врача. Естественно, одно из лекарств, которые он принимал, оказалось стимулятором. Энди перестал его принимать и начал спать, как ребенок. Но стоит ли дальше говорить о его удивительной молитвенной жизни? Я думаю, Бог ответил на Его молитвы. Но факт остается фактом - Энди неправильно истолковал происходившее с ним.
Так мне еще раз напомнили, как легко ошибиться в истолковании нашего опыта. Мы должны быть осмотрительными. Опасно делать скоропалительные выводы. Покуда мы соотносим наш опыт с учением Библии, все отлично. Но когда мы используем Библию, чтобы подтвердить законность нашего опыта, мы попадаем в беду. Если вы доверились Христу как Своему Спасителю, вы “получили крещение ”. Но, кроме того, в вас вселился, вас наполнил Святой Дух и тем самым дал вам все необходимое для чудесной жизни в Духе.
Подумайте вот о чем:
* Что вы узнали о крещении Святым Духом из вашего христианского опыта?
* Был ли у вас духовный опыт, который вы неправильно истолковывали? Объясните, что вызвало вашу ошибку.
* Почему среди верующих столько недоразумений относительно крещения Святым Духом?
* В чем опасность этого?
* Перечитайте 1-е Послание к Коринфянам (12:13) и Деяния (2:38). Подумайте немного о смысле этих стихов: если вы доверились Христу как своему Спасителю, вы крестились Святым Духом.