Уверенность
Глава 8-я Послания к римлянам представляет собой замечательное обобщение всех положений его первой части. В Коране нет ничего подобного. Мусульмане полагают, что никто на земле не ведает, каков будет итог его земного странствия — рай или ад. Насколько же чудесно благодаря Евангелию воскликнуть: “Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе” (Рим 8:1). Хотя Павел, разъясняя учение об уверенности в спасении, употребляет слово “закон”, это не значит, что он возвращается к законничеству. Мы не должны забывать об ограниченных возможностях любого человеческого языка, особенно когда пытаемся разъяснить духовные истины. Поэтому мы рассматриваем слово “закон” как имеющее несколько значений. То же самое можно сказать о слове “мир” (греч. “космос”). Поэтому “закон” не всегда значит “Закон Моисея”, или особую заповедь, или путь к спасению, как учат иудаизм и ислам. Закон, помимо прочего, означает принцип. Именно так мы должны его понимать, когда Павел говорит “закон духа”. “Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти” (Рим 8:1-3). Здесь, как мы видим, Павел говорит о законе, имея в виду в первую очередь действенный принцип жизни верующего. Когда же он говорит, “как закон был бессилен”, то имеется в виду Закон Моисея. Павел не утверждает, что человеческая природа нашего Господа была грешной. Он говорит “в подобии плоти греховной” подразумевая, что Сын Божий принял нашу человеческую природу. Нельзя забывать, что мусульмане верят в безгрешность Христа. Говоря о своей уверенности в спасении, непременно сообщите мусульманину об очень личностном характере нашей религии. Именно этого нет в исламе. Наша вера лично-стна и в другом смысле. Очевидно, что, если мы веруем, в веру вовлечена вся наша личность, это не просто чувство. Но наша вера личностна и в другом смысле: её объектом является Личность. Бог, которому мы вверяем своё спасение, является Личностью. На языках исламского мира эти истины объяснить довольно сложно. Например, в арабском слово “личность” имеет оттенок “парень” или “приятель”. Говоря о Боге, мусульманин никогда не назовёт Его личностью. В исламе Бог — “иной Святой”. Он отличается от всего на свете по самому типу своего существования. Об этом надо непременно помнить, с теплотою говоря о заботе Бога о нас, своих детях, и об уверенности, что мы получили спасение навсегда. Иными словами, говоря теологическими терминами, в центре Библии находится Личность, и эта Личность — не кто иной, как наш Господь Иисус Христос. Он наш Эммануил, т.е. “с нами Бог”. Этой бесценной истины нет в исламе. Мусульмане даже не упоминают, что они знают Бога или имеют какие-то взаимоотношения с Ним. Если они так скажут, их сочтут мистиками. Я всегда упоминаю, что в христианстве мы знаем Бога лично — как нашего Небесного Отца. В исламе всегда используются предлог, который разделяет человека и Бога. Ни один мусульманин не скажет: “Я знаю Бога”, он скажет: “Я знаю о Боге”. Нет ничего подобного этим прекрасным словам из Писания: “Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его” (Флп 3:10). Всё, что мы находим в Рим 8, исключительно личное. “Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас... Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне... И мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего... Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу... Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим 8:18,22-23,28,37-39). Какая убеждённость!
Глава вторая
Как рассказать об Иисусе
Мы твердо верим, что наш Господь — божественный Сын Божий. Но мы замечаем, что апостол Матфей открывает это постепенно. Иначе говоря, это Евангелие не начинается ясными уверенными словами, которые были сказаны Церкви в конце I столетия: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Матфей начинает с перечня предков Иисуса, Мессии, потомка Давида. Давид как потомок Адама хорошо известен мусульманам. Вы можете прочесть им этот перечень, и им будет интересно услышать имена патриархов. Они будут очень удивлены, узнав, что некоторые из них не были святыми по их понятиям о святости. Главная часть 1-й главы — прекрасная весть о рождении Мессии. Он был провозглашён Спасителем Своего народа. Ангел сказал: “Родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей своих от грехов их” (Мф 1:21). Теперь самое подходящее время объяснить положение еврейского народа при римском владычестве. Как правило, арабы и все мусульмане живо интересуются историей Израиля. Поэтому священная история Ветхого Завета должна заполнить пробелы, имеющиеся в Коране. Вы можете начать с Давида и рассказать, какой процветающей была страна в его время и какой великой стала она при правлении его сына Соломона Мудрого. В то время страна разделилась на два царства. Северное царство — Израильское — было представлено десятью племенами (коленами). Южным царством было Иудейское со столицей в Иерусалиме. В Иерусалимском храме должным образом проводились богослужения. Северное же царство постепенно попало под влияние ассирийцев. Они были выходцами из Месопотамии (современный Ирак). Южное царство не сохранило своей верности Господу. Пришли вавилоняне и пленили народ Иудеи. История иудейского народа была во многом трагична. Но Бог никогда не забывал обетования, данного Аврааму. Он посылал пророков, которые призывали народ обратиться к Богу и утешал его грядущим приходом Мессии. После падения Вавилонской империи персы отпустили иудеев обратно на родину. Вернулись около 45 тысяч человек под предводительством Ездры и Неемии. Мусульманам вообще и народам Ближнего Востока в частности очень валено знать историю. Поэтому вам нужно иметь достаточно хорошее представление о периоде между Ветхим и Новым Заветами, т.е. от пророка Малахии до воплощения Сына Божьего. Некоторую информацию об этом периоде можно найти в апокрифах. После падения Персидской империи на Ближний Восток около 300 г. до Р.Х. пришли греки под предводительством Александра Великого. После его смерти огромная империя распалась на несколько царств. Египетским царством управляли Птолемеи, а Сирией — Се-левкиды. Иудеи, проживавшие в тот период в Палестине, чувствовали, что эти два царства враждуют между собой. И однажды они восстали против Селевкидов и одержали великую победу, отмечаемую и по сей день как праздник Ханука. Около 50 г. до Р.Х. весь Ближний Восток подпал под влияние Рима. Ко времени появления Нового Завета Палестина уже входила в состав римской провинции Сирия. Это была мощная империя с тщательно организованной системой управления. Но наш Спаситель был объявлен Спасителем своих людей не от римского владычества, а от их “грехов”. Рассматривая Послание к римлянам, мы отмечали, что мусульмане понимают “грехи” не так, как мы. В их понимании грехи — это просто ошибки, проступки, проистекающие от слабости человеческой натуры, которые можно искупить добрыми делами и исполнением требований “шариа” — закона Бога. Однако в Новом Завете всё совершенно иначе. Иисус — Спаситель Своих людей от их грехов. Вам необходимы вся данная вам благодать Бога и все оттенки языка, на котором вы говорите, чтобы объяснить мусульманину, чтоб вы понимаете под греховностью или грехом. Именно поэтому рассказ о библейской истории очень важен и поучителен. Библейские истины нельзя преподавать абстрактно. Вы должны рассказывать конкретные библейские истории. Теперь мы подошли к прекрасному имени Эммануил, которое упоминается в 1-й главе Евангелия по Матфею: “А всё сие произошло, да сбудется речённое Господом чрез пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог»” (Мф 1:22-23). В буквальном переводе “Эммануил” значит “с нами Бог”. Интересно отметить, что в греческой версии Библии это выделено особо. Эммануил означает воплощение Сына Божьего. В лице Христа Бог стал одним из нас и объявил о единстве с нами, сирыми и убогими людьми! Конечно же, подобное откровение превыше всякого воображения. Глубокий духовный голод человека, будь то мусульманин или иудей, марксист или язычник, можно утолить только этим чудесным именем — Эммануил. Бог с нами. В лице Христа Он стал нашим Искупителем. Вы сами должны почувствовать, когда наступит момент побеседовать о глубоком значении воплощения. Мусульмане всегда с огромным вниманием выслушивают рассказы о подробностях жизни нашего Господа. Их очень интересуют все события, все трагические моменты, о которых идёт речь в следующей главе. Вы расскажете о приходе мудрецов, очевидно, из Персии, Месопотамии или другой восточной страны. Бегство в Египет будет для них захватывающей историей. А истребление младенцев Иродом раскроет перед ними весь ужас человеческой природы. Хотя Иоанн Креститель и упоминается в Коране под именем Яхья, миссия его неясна. Нигде нет даже намёка на учение Крестителя. Поэтому мы не можем рассчитывать на то, что мусульмане понимают, что сын Захарии призывал народ ожидать прихода Мессии: “Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу: а солому сожжёт огнём неугасимым” (Мф 3:11-12).
Крещение Иисуса и троичность Бога
Когда мы подходим к крещению Иисуса, нам открываются три Личности в их единстве. Это камень преткновения для мусульман. Это вероучительное положение мы не должны обходить стороной. У нас самих должно быть чёткое представление о том, чтрб произошло. “Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его” (Мф 3:13-15). Здесь нам открывается смысл второго имени Иисуса, как о Нём сказано у Матфея. Эммануил — с нами Бог. Бог настолько сольётся с нами, что, будучи абсолютно безгрешным, всё же примет крещение. Это символ Его абсолютного соединения с людьми. “И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение” (Мф 3:16-17). Здесь перед нами явно вырисовывается учение о Святой Троице. Сын принял крещение как воплощённый Сын Бога. Его можно было видеть. Открылся Дух Святой. “Дух Божий сходил, как голубь, и ниспускался на Него”. И был услышан “глас с небес”, голос Бога-Отца, который объявил:“Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение”. Вы не должны забывать, что имеете дело с людьми, которым веками прививалось негативное отношение к учению о Троице. Лишь после того, как мусульманин признал ” / свою греховность и принял Иисуса Христа как своего Спасителя, учение о Троице перестаёт быть для него проблемой. Я убедился в этом на собственном опыте. Когда мусульманин принимает Иисуса как своего Спасителя, благодать Господа и работа Св. Духа приводят его к убеждению, что Иисус не просто пророк, но воплотившийся Сын Божий. Ради нас, людей, и ради нашего спасения Он сошёл с небес, чтобы совершить Свой подвиг искупления. Мы не сможем привести мусульман к Богу, если с самого начала будем пытаться убедить их в истинности Св. Писания или на его основе излагать учение о Троице, доказывать святость Иисуса и подлинность Его распятия в Страстную пятницу. Мы должны начать с самого элементарного. Все мы созданы по образу и подобию Божьему. Все мы согрешили. “Мы как овцы, не имеющие пастыря”. Мы начинаем с того, с чего начал Павел в своём Послании — с объяснения убожества человеческого существования. Затем мы переходим к разъяснению Благой вести от Бога. Иными словами, мы начинаем с библейского учения о грехопадения человека и о благодати Божьей, которая спасает человека от греха. Если мусульманин усвоил эти основополагающие истины, мы ведём его дальше — к учению о Бого-сыновстве Христа и о Троице. Провозвестие Евангелия должно заставить мусульманина всецело увлечься уникальностью служения нашего Господа Иисуса Христа и его Личности. Нельзя воспринимать Мессию как просто пророка. Он — Личность, которая была Богом и человеком одновременно. Это главное, что заключает в себе Евангелие: Иисус — Сын Божий, Который пришёл на землю, чтобы принести нам искупление.
Чудеса
Не стоит уделять много внимания рассказам о чудесах, которые творил Иисус. Мусульмане приписывают Ему гораздо больше чудес, чем мы. Согласно Корану, Иисус творил чудеса ещё младенцем. Поэтому, когда мы переходим к рассказу о служении нашего Господа, мы должны знать о представлениях мусульман относительно чудес, которые творил Иисус. Чудеса Мессии в Коране носят мифический характер. Он творил птиц из грязи, и они летали! Я убеждён, что творимые Иисусом чудеса были нацелены на то, чтобы показать, что Он — Сын Божий: это была его Божественная миссия. Второй целью Его миссии было искупление. А те чудеса, что описываются в Коране, не соответствуют этим двум задачам. Вот почему, когда мы вместе с мусульманами читаем об искушениях Иисуса, мы должны подчеркнуть, что наш Господь отказался сотворить чудо именно ради самого чуда. Рассказывая о сорокадневном посте и последующих искушениях, укажите, что Мессия отказался превращать камни в хлеб и прыгать с высоты храма. Иисус творил чудеса не для того, чтобы заставить людей уверовать в Него. Здесь можно упомянуть, что, по Корану, Сатана пал, потому что отказался поклониться Адаму. Более того, в Коране здесь имеется в виду не Адам, а сам Бог, что только ещё более запутывает положение. Несмотря на то, что Коран строго учит о единственности Бога и абсолютной необходимости поклоняться Ему одному, тем не менее как-то странно звучит это учение о падении Сатаны! Наша задача — раскрыть подлинное значение чудес, которые творил наш Господь, надеясь при этом, что мусульмане перестанут верить в ложные чудеса, приписываемые нашему Господу в Коране и исламской традиции. Теперь мы подошли к той части служения нашего Господа, где Он открывается как целитель и учитель: “И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошёл о Нём слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи и из-за Иордана” (Мф 4:23-25). Благая весть о Царстве относится к Царству Божьему. В исламе концепция царства совершенно иная. Хотя о последних днях у мусульман представление примерно такое же, как у христиан, однако Царство ассоциируется у них с миром ислама. Вы должны помнить, что с самого начала эта религия разделила весь мир на две части: “Дар-уль-Ислам” (владения ислама) и “Дар-уль-Харб” (владения войны). Установления Бога распространяются по мере распространения ислама по всему миру. Это задача мусульман, их наказ. Царство, построенное словом и мечом*. Совершенно очевиден контраст между общественным служением нашего Господа и теми днями, которые Мухаммед провёл в Мекке и Медине. В силу духовности Царства Божьего и его окончательного триумфа после Второго пришествия Христа мусульмане считают нас, христиан, абсолютно непрактичными. Они не понимают, как христианство соотносится с жизненными проблемами здесь, на земле. Ответ христиан в соответствии со Св. Писанием таков: Царство Божье явилось во Христе и распространяется во всей земле. Однако оно не расширяется в соответствии с политическими программами. Оно начинается в сердцах людей, повинующихся Господу. Христиане раскрывают силу Царства Божьего в повседневном труде. Они стараются применять принципы Царства повсюду в жизни, сознавая, что его полнота проявится лишь в конце времён.
Нагорная проповедь
Необходимо иметь совершенно чёткое представление о том, чему учил Господь. На многолетнем опыте я убедился, что его поучения очень привлекательны для мусульман. Однако если мы будем недостаточно осторожны, они истолкуют Нагорную проповедь поверхностно, думая, что Христос учил спасению через добрые дела. Мусульмане могут приветствовать значительную часть того, что мы им рассказываем, поскольку с философской точки зрения у нас много общего. Мы и они исповедуем теистические религии, мы уважаем закон Божий, который считаем проявлением Его воли в нашей жизни. Мы верим в верховную власть Бога, в то, что Он должен быть прославлен выше всего сущего. Мы не являемся пантеистами, в отличие от последователей религий Дальнего Востока. Но я убеждён, что, когда мусульмане слушают Нагорную проповедь, у них нет её адекватного понимания. Говоря психологически, они не слышат, что мы им говорим: они слышат то, что хотят услышать. Поскольку склад ума у них мусульманский, он запрограммирован на радикально антихристианские понятия. Поэтому, радуясь услышанному, они решительно отрицают чисто христианские понятия: получение спасения от нашего Господа, троичность Бога и т.п. Они отрицают учение о немощи человека и невозможности для него ублаготворить Господа и полностью исполнить требования закона. Всё это сознание мусульманина отвергает автоматически. Вот почему, изучая Нагорную проповедь с мусульманином, вы должны предвидеть три основные ошибки и не допускать их. Во-первых, необходимо устранить представление о том, что человек якобы может ублаготворить Господа. Разъясните, что не в нашей власти достичь этого собственными силами, даже став служителями Мессии. Мы нуждаемся в его силе через Св. Духа для того, чтобы по меньшей мере приблизиться к задачам, поставленным в Нагорной проповеди. Фактически, любой читающий Нагорную проповедь внимательно убедится в полной невозможности для человека жить по её законам. Здесь очень полезно вновь подчеркнуть греховность человека, раскрытую в Послании к римлянам. Во-вторых, вы также должны отвергнуть убеждение, что если мы следуем примеру нашего Господа, то можем своими собственными усилиями приблизить Тысячелетнее царство. В Нагорной проповеди Господь не только дал нам наивысший закон, который следует применять в этой жизни, чтобы приблизить совершенный мир. Нам нужно начать с того, чтобы принять Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Затем мы должны слушать Его и беспрекословно Ему следовать. Недопустимо отрывать Его учение от Его личности и от того особого труда, который Он пришёл совершить на этой земле. Ни одна трактовка Нагорной проповеди, противоречащая учению об оправдании только верой и спасению только через благодать, неверна. Наконец, некоторые мусульмане говорят: “Вы исповедуете религию, изобретённую Павлом. Истинным же Иисусом является Иисус Корана”. К великому сожалению, действительно, были такие учёные из христиан, которые пытались противопоставить Павла Иисусу. Они рассматривали первого как основателя христианства. Но Павел был только глашатаем христианской вести, но никак не её создателем. Изучая Нагорную проповедь с мусульманами, разъясните, что Павел учил тому же, что сам Иисус Христос. Исправив эти три ошибки, вы должны подчеркнуть три основные истины Нагорной проповеди. Подчеркните, что закон Бога — это внутренний закон, а не внешний. Фарисеи делали его внешним. Если вы сделали что-то хорошее для других и не совершили явного греха, значит всё в порядке. Нагорная проповедь полемизирует с трактовкой Божьего закона фарисеями, что аналогично спору Павла с иудейский богословием того времени. Для Бога важно наше внутреннее отношение к Нему, а внешнее поведение — это уже результат. Сравните слова Господа, подчёркивающие внутреннее состояние в Мф 5:22,28 и 15:11 сучением Павла в Рим 2:28-29. Второе. Разъясните, что Евангелие по Матфею показывает нашего Господа не просто как Спасителя, но и как Царя. Это Евангелие — Евангелие о Царствии. Отсюда следует, что мы повинуемся Господу, ибо уже являемся его подданными. Он рассчитывает, что наша праведность будет превосходить праведность фарисеев не ради того, чтобы спастись, а потому, что мы, уже получили спасение. Итак, в третьих, подчеркните, что Нагорная проповедь является путеводной нитью в жизни тех, кто уже получил спасение. Мы не можем достичь этого собственными усилиями. Величайшим учением дня Пятидесятницы является то, что закон Божий написан в наших сердцах, так что получивший спасение сразу же начинает жить по-христиански. Цель Нагорной проповеди состоит в том, чтобы показать не внешние атрибуты христианства, а его внутренний мир и высокие требования — невыполнимо высокие, если вы не сделали Иисуса Христа Царём вашей жизни.
Страстная неделя и Вечеря Господня
Есть несколько моментов, которые вы должны подчеркнуть, переходя к рассказу о Страстной неделе.
Первое. Существует специальная подготовка к Пасхальной трапезе. Она даст возможность объяснить заинтересованному мусульманину возникновение Пасхи. Вам придётся вернуться к Ветхому Завету и вспомнить, что произошло с народом Израильским в Египте и почему Пасху стали праздновать ежегодно. Она стала частью календаря еврейского народа. Затем, трогательные события в верхней горнице. Наш Господь совершенно однозначно предсказал, что Он будет не только предан и убит, но что предателем будет один из его двенадцати учеников. И здесь вновь наш Господь отмечает, что эти события были предсказаны в Св. Писании. Это не выдумка христиан в более поздние годы. Крест просматривается на протяжении всего Писания. Наш Господь не проведывал фатализм и предопределение в истории, когда говорил, что Сын Человеческий умрёт согласно Писанию, — Он добавил, что это будет страшно для самого предателя. Господь в Своём учении о всевластии Бога и об исторической предопределённости одновременно подчеркивал ответственность Иуды. Конечно же, Иисус учил, что у Бога есть план искупления, который включает Крест, но Он и предупреждал того, кто намеревался предать. Он наставляет нас, как одновременно верить во всесилие Бога и в ответственность человека. Мы не должны преуменьшать значение ни того ни другого или же заявлять, что наш ограниченный ум не в состоянии их согласовать. Фактически, если вы обнаружите религию, которая полностью понятна человеку, вы не должны ей доверять. Как может человеческий ум охватить все истины Божьи? Вечеря Господня поможет вам объяснить, что, хотя Новый Завет особенно выделяет Слово, однако он не отменяет обряды и церемонии, которые полны смысла и установлены Господом. Мы поясняем, что наш Господь дал нам Завет, который раскрывает самоё суть его миссии. Мы можем также (чтобы это стало яснее мусульманину) назвать это знаком, символом, физическим выражением миссии Иисуса. Тот факт, что Он взял чашу, возблагодарил, дал её ученикам и сказал, чтобы они испили её, что это Его Кровь, можем шокировать мусульманина. Вы должны объяснить, что это символ Его Крови. Не может же человек быть на- ^ столько лишён воображения, чтобы подумать, будто Иисус 'и впрямь мог дать пить ученикам Свою Кровь. Это значит, что в той чаше вина мы видим символ Крови нашего Господа, которая является нашей жизнью. Он пролил Свою Кровь на кресте. Здесь опять же самый подходящий случай рассказать о Кресте или о грядущей смерти на кресте. Это было не только провозглашено Словом, но и доказано на деле. Мусульмане часто задают вопрос: “Почему же Иисус выбрал Иуду в ученики?” Считая Иисуса пророком, мусульмане уверены, что Он мог предвидеть будущее. Поэтому они настаивают на этом вопросе. Но фактически вопрос гораздо шире. Не просто: “почему Иуду?”, а “почему Бог сотворил мир, если знал, что он впадёт в грех?” Так что это часть огромной проблемы — проблемы зла. Но Библия — не учебник философии. Она учит тому, как я могу получить спасение, а, получив его, вести святую жизнь. Так что мы можем сказать: “Аллах алим” — только Богу ведомо всё. Мы не должны стесняться признать, что есть вещи выше нашего понимания. Не должны мы выступать и адвокатами нашего Господа. Ему не нужна защита. Он избрал Иуду. Это загадка. Но это показывает, что человек может так быть близок к Богу и Царству и всё же пасть. Может возникнуть и такой вопрос: если Мухаммед умер, а Иисус нет, то разве это не делает Иисуса гораздо более великим пророком, нежели Мухаммед? Конечно. Вы указываете на несообразность, которая поможет вам, но не в начале беседы с мусульманином, а гораздо позже. Возможно, перед последней ступенью, когда он сможет сказать: “Я верую в Иисуса Христа как в моего Господа и Спасителя”. Если бы мусульмане были последовательны, они бы признали, что Тот, кто в их понимании был избавлен от смерти и взят на небо, гораздо выше того, чьей могиле они ходят поклоняться. Более того. Идущий паломником в Мекку должен идти не туда. На самом деле он должен идти на север, в Медину, где в мечети покоится прах Мухаммеда. Хотя только Коран почитается Словом Божьим, народная мусульманская вера не менее важной своей частью считает традиции, предание. Я не забуду слепого нищего в Марокко, воспевавшего Мухаммеда в пять утра в автобусном парке. В своей песне он приравнивал его ко Христу. При том, что Мухаммед не был божествен, он воспевал его как творца вселенной, того, о ком Бог думал ещё прежде создания мира. Я вспомнил первые главы Евангелия по Иоанну и Послания к колоссянам и усомнился, что тот нищий когда-либо слышал об этих текстах. Однако он возвысил Мухаммеда гораздо выше того, что пророк сам думал о себе, и выше, чем об этом говорится в Коране. Мусульмане -. превращают Мухаммеда в центр вселенной! Народная религиозность мусульман приписывает Мухаммеду то, что по праву принадлежит нашему Господу и что тоже делает его спасителем. Такое впечатление сложилось у меня в Марокко. Это не была официальная проповедь в мечети. Но откуда же нищий получил такое убеждение? Он не мог изобрети его сам. Это было повторением предания. В различных мусульманских странах я нередко удивляюсь, насколько “народное богословие” перемешалось с официальным!
Распятие
Коран не отрицает Страстную неделю. Он отрицает, что она закончилась распятием. Предполагается, что, когда Иисуса вели на распятие, Бог всех перехитрил, подменив Иисуса кем-то другим и забрав Его на небеса. Фактически мусульмане возражают против распятия с теологической, а не с исторической точки зрения. Они говорят: во-первых, Бог всемогущ; во-вторых, Он послал Иисуса на землю как величайшего глашатая Своей воли, и последнее: Бог не мог позволить распять Своего пророка — следовательно, Иисус не был распят. Если преследовали Мухаммеда, то нет ничего удивительного, что Иисус тоже подвергался преследованиям. Чтобы спасти свою жизнь, Мухаммеду пришлось бежать. Если такие понятия как страдания Мухаммеда и мусульманская община, последовавшая за ним. Многие из её членов бежали в Эфиопию. Так что в исламе присутствует идея страданий. Но мысль о полном поражении недопустима. Иудеи тоже сталкиваются с этой проблемой. Как могут они принять Того, Кто был распят? Поэтому мусульманин спасает нашего Господа в одиннадцатом часу. Вы столкнётесь с проблемой, когда будете читать мусульманам, что наш Господь, отойдя в сторону, молился: “Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты” (Мф 26:39). Они вам скажут: “Если Мессии суждено было умереть, Он бы шёл к кресту смиренно. Почему же Он здесь противится? Почему Он хочет избежать смерти и одновременно подчиняется Божественной воле?” Как вы объясните эти слова Господа? Прежде всего вы должны сказать, что Христос был одновременно человеком и Богом. Мы не должны преуменьшать человеческую природу Иисуса. Смерть даже для христианина враг. Мы попрали её благодаря Христу. Но тем не менее она остаётся врагом. Вы не можете назвать своего врага другом. Сам по себе факт, что Христос пришёл на землю, чтобы умереть, заставил Его молиться: “не как Я хочу, но как Ты”. Эту молитву Он повторил три раза. Это подтверждает, что нет иного пути, кроме крестного. В молитве Христос указывает причину, по которой Он идёт на смерть: не потому, что Он совершил нечто греховное, но потому, что Он принял священную миссию от Отца — стать нашим Заместителем и Искупителем. Об аресте Христа рассказывается очень подробно. Мы видим, как предательски повёл себя Иуда. Мы читаем, как Иисус предстал перед синедрионом. Он не был схвачен толпой. Его не линчевали. Нет, Он прошёл через определённую процедуру, предусмотренную законом. Поведение апостола Петра символизирует необыкновенную трудность принятия Креста. Он отрёкся от Господа, хотя был одном из самых близких Ему людей. Мы должны сочувствовать мусульманам. Я лично ощущаю, насколько труден был этот момент для Петра. Если даже Петру было так трудно, то как же мы должны быть терпеливы по отношению к мусульманам! В 27-й главе Евангелия по Матфею мы видим что наш Господь был приговорён к смерти церковными властями. Он якобы богохульствовал. Римские власти не могли приговорить к смерти из-за неподобающего религиозного поведения. Обратите внимание на обвинение против Господа. Это очень ясно прослеживается в Евангелиях по Марку, Луке и Иоанну. В конце концов Иисусу приписали обвинение против Рима. Вся власть в Палестине была в руках Рима, и его наместники не относились по справедливости к людям, которые могли возглавить еврейский народ. Вопрос о богохульстве не волновал Пилата. А вот приписываемая Христу роль царя иудейского народа была достаточным основанием, чтобы заставить Пилата принять участие в судебном процессе против Иисуса. Пилат представлял римские власти, которые весьма уважали закон. Пилат был убеждён, что Христос невиновен. Это очень важно для нашего искупления. Гражданские власти понимали, что за Ним нет ничего, что заслуживало бы смерти. Но Пилат осудил Его по соображениям целесообразности. Мы знаем, что на это была Божья воля, но это не служит оправданием для Пилата. Он приговорил к смерти Иисуса и помиловал мятежника Варавву. С точки зрения римлян Варавва был преступником, но ради удовлетворения иудеев они помиловали его. Прискорбно, что в Коране всё наоборот: был распят Варавва или Иуда, но не Мессия. Иными словами, когда мы подходим к сути христианского учения, Мухаммед накладывает своё вето. Это отличало его последователей на протяжении всех четырнадцати столетий. Мусульмане и сейчас отвергают Крест. Трудно даже представить, что и сегодня они отрицают историческую основу нашей веры. Нам известны многие неверующие, номинальные христиане, агностики, представители других религий, которые по крайней мере принимают исторический факт распятия Христа, хотя и отрицают его смысл. Именно поэтому Сэмюэл Зуимер (Zwemer), один из наиболее ярких миссионеров в исламском мире, обычно называл труд среди мусульман “прославлением невозможного”. И это действительно невозможно с человеческой точки зрения, но с точки зрения Бога ничего невозможного нет. И, наконец, говоря о Кресте, мы должны акцентировать внимание не только на историческом моменте. Мы свидетельствуем, что наше освобождение от бремени греха и зла произошло именно благодаря тому, что Иисус умер на кресте вместо нас. Но это ещё не всё. Иисус умер в Страстную пятницу за стенами Иерусалима, но воскрес в воскресенье утром. Он победил все силы зла и попрал грех. Все, кто уверуют в Него, получают дар спасения. Это и есть сердце христианской вести, инджил Иисуса Мессии!